Найти в Дзене

«Молчаливое большинство» в России поддерживает действия своего президента

Оглавление

В том числе и потому, что считает для себя невозможным критиковать страну в момент, когда ее солдаты воюют.

Андрей Правов

Интересные данные приводят социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения, коротко ВЦИОМ. Согласно их свежим опросам, работу главы нашего государства одобряют 70,4 процента населения РФ. А не одобряют 19,7 процента. То есть, по их выкладкам, за последнюю февральскую неделю уровень одобрения политики президента вырос на 6,1 процента. И это на фоне начала военной спецоперации на Украине. По данным ВЦИОМ доверяют Владимиру Путину 73 процента россиян, а не доверяют 22,8 процента. Опять же за ту же неделю число наших соотечественников, испытывающих к президенту доверие выросло на 5,8 процента.

На въезде в Мариуполь. Фото Яндекс. Картинки.
На въезде в Мариуполь. Фото Яндекс. Картинки.

Подобная статистика скорее всего вызывает недоумение на Западе. Как так? В конце февраля против России применены мощнейшие санкции, ее действия на Украине осудили ведущие страны мира, а также многие авторитетные международные организации. Ее спортсменам запрещены выступления на соревнованиях, знаменитым певцам и музыкантам рвут контракты на Западе. В Россию прекращены полеты многих авиакомпаний. И вообще, страна уже находится почти в полной изоляции. А население России поддерживает президента и его политику?

Что-то в этой стране все-таки «не так», - вздыхает европейский или американский обыватель. Да и представители нашей собственной так называемой «либеральной тусовки» недовольно морщатся. В ход опять идут известные выражения, вроде «эта страна» или «у нас не народ, а население». Иначе, дескать, чем можно объяснить факт, что большинство россиян военную спецоперацию нашей армии на Украине поддерживают? А это видно из тех же опросов. Им, дескать, могут полностью закрыть «окно в Европу», да и в США и вообще на Запад, а они поддерживают действия президента, отдавшего команду на начало операции? «Весь мир» эти действия осуждает, а они поддерживают. Ну, где это видано? Где еще возможно? Только в «этой стране».

Между тем, если опять же вернуться к статистике, то можно четко понять, что за политику президента Путина в феврале высказалось подавляющее большинство россиян. Мне лично в этой связи вспоминается известное выражение, популярное в США в 1970-е и 1980-е годы. «Молчаливое большинство». Именно его поддержки искали тогда многие американские президенты. У кого-то это получалось, у кого-то нет, но все без исключения хозяева Белого дома понимали, что заполучить такую поддержку означает победу. Над противниками, на выборах, в ходе парламентских дебатов и так далее.

Сегодня поддержка «молчаливого большинства» россиян у президента Путина, несомненно, есть. В том числе и потому, что очень многие в нашей стране полагают, что критиковать ее в момент, когда наши солдаты воюют, совершенно неправильно. Даже неприлично. Если не согласен, дождись, когда твои военнослужащие и в них перестанут стрелять, и выскажи все, что думаешь. В период же военных действий или поддержи действия солдат, или промолчи.

Такой позиции в России придерживаются многие, но, конечно же, далеко не все. Негативный пропагандистский шум вокруг спецоперации стоит неимоверный. Однако армия делает порученное ей дело. Российские солдаты вместе с ополченцами ЛДНР все глубже продвигаются в украинскую территорию.

По ряду оценок, продвигаются медленно. Возможно, это и так. Но здесь безусловно необходимо иметь в виду, что российское руководство, как и руководство республик Донбасса, стремятся минимизировать число жертв, причем со всех сторон. Да, согласно кадрам того же российского ТВ, ряд украинских военных формирований, по ряду оценок, в основном националисты, прибегают к известной террористам всего мира тактике – размещают тяжелые вооружения рядом с жилыми домами и ведут оттуда обстрелы. Так, чтобы им поостереглись отвечать.

Однако, на мой взгляд, это уже агония. Ее четкие черты были даже заметны на лице президента Зеленского, когда он недавно давал пресс-конференцию. Мягко говоря, странновато выглядит глава государства. И это наводит на мысль, что что-то в этом самом государстве все-таки не в порядке.

Причем, на мой взгляд, уже давно. Во всяком случае я ловил себя на этой мысли все последние восемь лет, когда по российскому ТВ показывали кадры обстрелов Донбасса. Возникал вопрос: если в Киеве хотят, чтобы этот регион продолжал оставаться в составе Украины, для чего же убивать его жителей. Никто мне не докажет, что у стоявших у так называемой «линии соприкосновения» украинских вооруженных отрядов было какое-то невероятное оружие, которое при обстрелах могло бы убивать только «сепаратистов», а всех остальных даже не задевать. Нет, минометы и гаубицы стреляли, что называется, «по площадям», на кого снаряд упадет. Тысячи жертв. Разрушения.

Мне лично не понятно, как могли в Киеве надеяться, что после всего этого население Донбасса сможет проголосовать за жизнь в составе Украины, то есть рядом с теми, кто все эти годы по ним стрелял?

Я также далек от утверждения, что и ополченцы в ответ не стреляли. Также стреляли. Тем более не понятно, как в Киеве собирались собрать всех этих людей в единую страну?

Да, но теперь, возразят мне, уже российские пушки стреляют по украинцам. И это, дескать, никак не способствует их устремлениям к дружбе с Россией. А вот здесь уже, как говорили в свое время в Одессе, «существует две большие разницы». Многие сегодня говорят обратное, однако, на мой взгляд, российская военная операция действительно, как это указывают наши политики и военные, началась уже в преддверии готовившегося на Донбассе наступления со стороны украинской армии. Ведь не просто так Киев в феврале собрал у «линии соприкосновения» огромные силы. Более ста тысяч военнослужащих, отряды националистов.

По многим данным, Киев собирался сломать сопротивление донецких, что называется, «через колено». И мне лично кажется очень убедительным мнение, что если бы ополченцы Донбасса, а вместе с ними и наши военные, не начали бы операцию, в наступление перешли бы уже ВСУ. И это привело бы к еще большему числу жертв.

Ну не верю я в какие-то мифические «агрессивность Москвы» и «кровожадность Путина». Просто скорее всего уже не было у президента РФ иного выхода. Прижал Запад нашу страну вплотную к «красным линиям».

Это сейчас на Западе, а вместе с ним и в Киеве, постоянно указывают, что никто Украину в НАТО якобы принимать и не собирался. А еще в начале февраля в Брюсселе указывали на то, что, дескать, не Москве решать, кому вступать в Североатлантический блок, а кому нет, давая явно понять, что такой вопрос обсуждается.

И это сейчас окружение Зеленского, как иной раз и он сам, рассуждают о том, что можно было бы и договориться с Россией о «нейтральной статусе Украины», что Москве в принципе нечего бояться Киева. До начала же операции тот же Зеленский даже не исключал возможности со стороны Украины обрести «ядерный статус». Из Киева звучали намеки на возможности использовать существующие в стране АЭС, в том числе Чернобыльскую, для создания так называемой «грязной атомной бомбы».

Сегодня с многих сторон звучат призывы к переговорам. Однако, на мой взгляд, в принципе вести переговоры с Киевом на любые темы, занятие очень даже не благодарное. Достаточно вспомнить переговоры по Минским соглашениям, продолжавшиеся долгие годы. И никаких сдвигов не наблюдалось.

Так можно ли рассчитывать, что украинская сторона серьезно отнесется к новым переговорам, на этот раз с Россией?

Хотя, на мой взгляд, первостепенная задача таких встреч – создать гуманитарные коридоры, по которым из окруженных сегодня российской армией и войсками ЛДНР украинских городов могло бы выйти мирное население.

Уже начали поступать сведения, что такой коридор создан, из Мариуполя. Сообщалось о том, что несколько человек уже им даже воспользовались. Однако позже поступила информация от главы ДНР Дениса Пушилина, что боевики националистического подразделения «Азов» привели в действие взрывное устройство на мариупольском бульваре Меотиды, где под завалами в подвале оказалось около 200 человек, большая часть из которых женщины и дети. Все они готовились к выходу через коридор. Позже поступило сообщение со ссылкой на власти Мариуполя, что эвакуация мирного населения из города перенесена на более поздний срок.

С радикалами договариваться о чем-то крайне трудно. Так что скорее всего в том числе и поэтому военная спецоперация на Украине еще затянется. Но главное здесь все-таки не время и не сроки. Важно постараться спасти как можно больше жизней.

А вы что думаете по этому поводу?