Начало тут
А ведь перед нами практически первая отечественная экранизация "энциклопедии русской жизни", фундаментального произведения русской культуры, бессмертного романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". В художественном кино роман экранизировался в царской России в немом варианте трижды в 1911-1915 гг., а затем в 2009 г. в США-Великобритании, где Онегина играл Рэйф Файнс, а Татьяну Ларину - Лив Тайлер.
И все. Больше экранизаций непосредственно романа не было.
В СССР в 1958 г. режиссер Роман Тихомиров на "Ленфильме" экранизировал оперу Чайковского "Евгений Онегин". Главные роли играли один из самых красивых советских актеров Вадим Медведев и очаровательная Ариадна Шенгелая.
Не менее удачный подбор актеров был на роли Ленского и Ольги Лариной.
Фильм снят роскошно. Великолепные актеры, красивейшие пейзажи. И, конечно, вокал. Арии заглавных героев пели выдающиеся певцы. Онегина - Евгений Кибкало, Ленского - Антон Григорьев, а Ольгу - Лариса Авдеева. Галина Вишневская пела самую любимую партию в своем репертуаре - Татьяны Лариной. Она сама собиралась играть в фильме, но помешала беременность.
Больше у нас в стране "Евгения Онегина " ни оперу, ни роман не экранизировали.
И, как я предполагаю, на бессознательном уровне, снимая фильм о том. как немецко-фашистские оккупанты несут "из Германии туманной учености плоды" оккупированным русским унтерменшам, Игорь Угольников снял экранизацию "Евгения Онегина. То есть, если посмотреть с одной стороны - это"патриотический" фильм "про войну". А если "вооруженным глазом" с другой - это экранизация по мотивам романа в стихах А.С. Пушкина в новомодном тренде переделки классики - " а я так вижу."
Судите сами. Вот начало фильма. Все в соответствие с романом. Один в один.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою...
Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам...
Теперь переходим к главным героям. Евгений Онегин.
Онегин, добрый мой приятель...
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет...
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной...
И ведь все правильно. Онегин ничему особо не учился, до всего своим умом дошел, и Серега один класс ЦПШ имеет, читает по складам, но руки золотые, все может. И оба страшные бабники.
Татьяна Ларина, она же немка-нацистка, профессор литературы Мария Шиллер.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива...
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
И тут стопроцентное попадание. И Татьяна, и немка любят читать. Обе романтично-скромные, окружающие их не понимают. Обе влюбляются не в того человека.
И даже ножки у них одинаковые. Какие Пушкин любил.
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Ленский - это, конечно, немецкий лейтенант Дантес.
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь...
А советская колхозница Анисья, зазноба контуженного колхозника Сереги Трофимова, вполне из себя Ольга Ларина.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
И даже мать сестер Лариных в фильме имеется в виде сотрудницы музея Людмилы, она же жена коллаборациониста Кузьмы, которая ухаживает за немкой Марией-Татьяной.Мать в исполнении Анастасии Мельниковой.
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы...
Это Мария-Татьяна смотрит в девичьем волнении, от влюбленности в Сергея-Евгения на Луну.
«Я влюблена», — шептала снова
Старушке с горестью она.
— Сердечный друг, ты нездорова.
«Оставь меня: я влюблена».
И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы...
И даже есть хор девушек, которые поют "Девицы-красавицы".
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему...
Это объяснение Марии-Татьяны и Сергея-Евгения по поводу письма влюбленной деревенской девушке столичному ловеласу.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас...
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Серега-Евгений оказался благородным человеком.
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет...
Есть и крестьянский мальчик, сын командира партизанского отряда отряда.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
А это бал в доме Лариных.
С утра дом Лариных гостями
Весь полон...
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздается звон.
И мосье Трике, он же лейтенант Дантес, он же Ленский с Марией-Татьяной поют сочиненный им куплет.
Трике,
К ней обратясь с листком в руке,
Запел, фальшивя. Плески, клики
Его приветствуют. Она
Певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий,
Ее здоровье первый пьет
И ей куплет передает.
А это кто? А это мой любимый герой романа - Зарецкий, он же комендант Пушкинских гор, майор Занглер в колоритном исполнении немецкого актера Михаэля Эппа.
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный...
Зарецкий, как известно, организовал дуэль Онегина с Ленским, на которой последний был убит. Но так как у Угольникова современное прочтение романа, то Дантеса-Ленского убивают партизаны, и к его трупу "крестьянский мальчик" прикалывает отрывок их стихотворения Пушкина "Клеветникам России", где автор предлагает всегда враждебному к России Западу
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Типа, те, кто к нам с мечом - готовьтесь к земле. А Дантесы в первую очередь.
И хотя Дантеса-Ленского убили не по роману, без дуэли, Занглеру-Зарецкому все равно дело нашлось. Он убивает во время боя Серегу-Онегина.
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины...
Серега-Онегин спасает Пушкина, вернее его посмертную маску из дома-музея Пушкина, где последний в свое время написал почти половину романа "Евгений Онегин". Долг платежом красен. И Занглер-Зарецкий стреляет ему в спину.
Пробили
Часы урочные...
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Как символично, правда не знаю, что этот символ обозначает, и красиво - рядом с посмертной маской Пушкина лежит убитый герой пушкинского романа Серега-Евгений.
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь, —
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
И все. Партизаны убивают Занглера-Зарецкого, а Мария-Татьяна успевает сбежать на грузовике, где в кузове сидит мать Татьяны, она же жена коллаборациониста Кузьмы, Людмила. То есть и тут все в соответствие с романом - когда Онегин после дуэли исчезает, то Татьяна с матерью едут в Москву на "ярмарку невест". Конец фильма.
В одном из своих интервью о фильме "Учености плоды" Игорь Угольников сказал
Я бы хотел, чтобы зритель посмотрел это кино от начала до конца. Чтобы он подключился эмоционально к героям, каждый из которых стоит перед очень сложным выбором — как поступить. Кроме того, в самом сценарии есть много зашифрованного. Я выделил в драматургии Александра Сергеевича Пушкина некие ключевые, в чём-то парадоксальные поступки его персонажей и вплёл их в действия и решения, которые принимают мои герои. В картине «Учёности плоды» есть много подводных течений и опорных точек, заложенных мною. И, пообщавшись с людьми, которые уже посмотрели фильм, я вижу, как они работают, как воздействуют на подсознание зрителей.
Вот, поняли - "много зашифрованного, много подводных течений". Но у нас тут, как говорится, " не дураки сидят". Нет таких шифров, которые мы бы не расшифровали, и подводных течений, которые мы бы не вывели на чистую воду. Даже если сам автор фильма о них и не догадывался. Но его бессознательное для нас, как открытая книга.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.