Где брать сил, чтобы преодолевать жизненные трудности? Как устоять в искушениях? Как противостоять соблазнам отомстить, возроптать, причинить зло? Порой недостаёт душевных сил стерпеть обиду, раздражение, гневливость. И мы говорим: «Я устал! Я больше так не могу! Слишком много на меня навалилось, мне нужен покой, нужен перерыв и отдых!»
Все мы испытывали подобные чувства, потому что наша душа ослаблена грехом, и грех еще живёт в нас. Живёт даже тогда, когда мы вроде бы преданы Богу и служим Ему.
Евангелие от Луки помогает нам найти силы, чтобы восстать из пучины уныния и с терпением продолжать следовать за Спасителем Иисусом Христом.
Глава 11 открывает нам Христа, когда Он совершает самое длительное Свое путешествие с окраин Галилеи в храмовую столицу Иудеи Иерусалим. Это путешествие заняло у Сына Божьего около шести месяцев.
У Луки описание путешествия занимает более трети всего Евангелия (с Лук.9:51 по Лук.18:14 – почти 10 глав). Очевидно, евангелист хотел сосредоточить внимание читателя на последних наиболее значительных событиях в жизни Иисуса. Лука повествует о наиболее, с его точки зрения, важных деяниях Христа, важных наставлениях Его, не упомянутых другими евангелистами, что придаёт особую ценность Евангелию от Луки.
В Лук.11 мы встречаем Христа, направляющегося в Иерусалим, где Его ждал крест. Скорее всего, в данный момент Иисус находился в пределах Иудеи неподалеку от Вифании. Это следует из того, что 10-я глава заканчивается Его посещением дома Марфы, находившемся в том селении. «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой» (Лук.10:38).
Обычно «рабочий» день Христа выглядел так: с утра за Ним всегда следовало множество народа. Все они нуждались кто в ободрении, кто в наставлении, но основная масса приходила за исцелением. И никто не оставался обойденным. Все получали необходимое – и наставление, и исцеление, а иногда даже и пищу.
Мы не знаем, был ли у Господа перерыв на обед – скорее всего, нет. И от рассвета до заката Сын человеческий удовлетворял нужды человеческие окружающей Его толпы.
Где же Он брал силы, чтобы выдерживать такой напряженный трудовой график? Когда же Он отдыхал от трудов праведных?
Единственное время – от заката до рассвета. Когда наступали сумерки, Иисус в одиночестве покидал место дислокации народа, говорил ученикам, что уходит на молитву, находил уединенное место и входил в личное общение с Небесным Отцом. Именно так Он восполнял Свои человеческие силы как физические, так и духовные. И если вечером Он уходил изнуренным и уставшим, то утром ученики всегда видели Его бодрым, просветленным, полным сил и энергии.
«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лук.11:1).
Однажды кто-то из двенадцати уже просил Его об этом. Теперь после призвания семидесяти, скорее всего, кто-то из них, пораженный силой молитвы Христа так изменившей Его внешний вид, попросил научить Его такой молитве.
Какая молитва подкрепляет нас? Какие слова говорить Господу, чтобы обрести здоровье, силы, крепость, душевное равновесие? Те, которые идут из нашего сердца – искренние, открытые, выражающие благодарность Богу и нашу полную зависимость от Него. Подобно тому, как ребенок всецело зависит от своей матери и своего отца.
Поэтому ответ Иисуса прежде всего говорит о том, что наши отношения с Богом должны быть подобны отношениям ребенка со своим отцом.
«Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лук.11:2).
Значит ли это, что такими словами нужно молиться всегда? Что они подобны ключу к запертому замку? Или что они имеют магическую силу открывать небеса подобно словам: «Сезам, откройся!»? Слова эти ничего общего не имеют ни с магией, ни с колдовством. Кроме того это не мантры, которые следует всегда повторять и чем чаще, тем ближе к божеству.
Главное – они должны исходить из сердца, соответствовать ситуации, в которой мы оказываемся, и недолжны превращаться в формальность, доходящую до автоматизма.
«Отче наш» - так обращался к Богу Сын Божий и так учил обращаться учеников. Это значит, что человек является прежде всего дитем Божьим, а уж потом человеческим. Это значит, что таким образом Иисус считает нас всех Своими родственниками. Это значит, что Он вводит нас в Свою небесную семью, в общение с Троицей Отца, Сына и Святого Духа, не стыдясь называть нас братьями и сестрами.
Именно в этом смысле звучит Его наставление: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф.23:9).