Красноярск во второй половине 20 века был местом строительного бума. Возводилось много новых и интересных зданий, некоторые из которых стали визитной карточкой города. Красноярск преобразился благодаря появлению необычных модернистских зданий, многие из которых были возведены по проектам Арэга Демирханова. Так, в городе появились шикарные Театральная площадь и площадь Мира с их невероятными модернистскими ансамблями. Все это результат продуктивной работы гения Демирханова.
Творческий пик Демирханова пришелся на 1970-1980е годы 20 века. Однако Советский Союз распался, модернизм оказался никому не нужен, и архитектору пришлось приспосабливаться под новые реалии. В этой статье я расскажу вам про постсоветское творчество Демирханова. Про советский период творчества я писал в предыдущей статье.
Постсоветский период
1. Банк "Енисей"
На примере банка «Енисей» четко просматривается история преобразования архитектурного стиля Демирханова под влиянием новых реалий. В облике здания видны явные модернистские мотивы. Большое количество окон, простота форм и размеры – все это напоминает гостиницу «Красноярск», построенную по проекту Демирханова еще в 1976 году. В целом, это явно модернистское здание, но есть детали, которые говорят нам, что оно было построено в постсоветское время. Только посмотрите на материалы, из которых сделан фасад. Это навесные пластиковые пластины, типичный атрибут архитектуры 90-х годов. В Советском Союзе такого материала не было, поэтому после его распада он стал пользовался большим спросом среди проектировщиков и строителей. Это была новинка, люди не замечали его явных минусов, таких как недолговечность и низкие эстетические качества. Видимо, Демирханов тоже поддался данному веянию и попытался поэкспериментировать.
В целом здание вполне себе неплохое, но материал фасада конечно подводит. Швы между пластинами ни коим образом не украшают банк.
Кстати, здание банка «Енисей» проектировалось Демирхановым целых 10 лет, с 1993 по 2003 годы. По моему мнению, это удивительный пример смеси модернизма с архитектурными реалиями постсоветского времени.
2. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Для меня стало откровением то, что советский архитектор, начавший свою карьеру еще в 1960-х годах, спроектировал в Красноярске несколько церквей. Я не знаю, являлся ли он верующим или атеистом, но мне этот факт кажется интересным. Знаете, на голову приходит аналогия с Оскаром Нимейером, который был убежденным атеистом и при этом спроектировал одну из самых красивых модернистских церквей в мире. Правда, церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии я бы не назвал выдающейся. По моему мнению, это вполне неплохая, но при этом заурядная церковь. Она похожа на многие другие церкви по всей России. В ней нет индивидуальности. При этом видно, что пусть Демирханов и не создал шедевр современной церковной архитектуры, свою работу он исполнил качественно. Здание построено с соблюдением всех пропорций, оно выглядит естественно и приятно. Высота церкви вполне сочетается с ее шириной. С материалами отделки Демирханов также не стал экспериментировать, поэтому стены отделаны желтоватой штукатуркой, благодаря чему церковь выглядит нейтрально.
В целом, здание приятно, но до настоящей достопримечательности Красноярска ей далеко. Мне кажется, для Демирханова этот проект был необычным экспериментом: сможет ли он спроектировать церковь, при том что последние лет 70 их в России вообще не строили. Такой своеобразный вызов. Как мы можем видеть, что у Демирханова в целом получилось довольно неплохо.
Проект церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был разработан Демирхановым в 1996-2003 годах.
3. Часовня имени Святого Великомученика Дмитрия Солунского
В 1997-2002 году Демирханов также разрабатывал проект часовни имени Дмитрия Солунского. Она была построена в память об погибших милиционерах Красноярского края. В целом, все что я писал про предыдущую церковь, применительно и к этой часовне. Довольно сдержанный внешний вид, соблюденные пропорции. Правда, в отличие от предыдущей церкви, Демирханов здесь использовал некоторые художественные приемы. Например, со всех сторон часовня имеет портики, которые опираются на колонны. Благодаря этому церковь выглядит более интересно. Однако Демирханов решил не переусердствовать и на этом украшательство фасада закончилось. В целом, эта часовня является неприметной достопримечательностью. В силу своих размеров и окружения она вообще не бросается в глаза, лично я на нее набрел случайно. Так что это будет приятным дополнением к прогулке. Не сказать чтобы шикарное здание, но на несколько минут может привлечь внимание.
4. Церковь Святого Саркиса
Помимо православных храмов Демирханов спроектировал и армянскую церковь. Она была построена в 2003 году. Это первый храм Армянской апостольской церкви, построенный за Уралом. Он построен в классическом стиле армянских церквей, в этом плане каких-то необычных современных решений во внешнем виде нет. При этом данный храм может похвастаться одним необычным проектировочным решением. Как вы можете видеть, размеры самой церкви нельзя назвать большими. Однако Демирханов хотел сделать из храма некую доминанту района, чтобы она не терялась на фоне новостроек. Ради этого он поставил церковь на весьма солидный цокольный этаж, благодаря чему высота здания составила 28 метров. Впрочем, не могу сказать, что цель Демирханова была выполнена. Окружающие храм дома все равно оказались выше, поэтому они перетягивают внимание на себя. Тем не менее, я считаю, что церковь Святого Саркиса определенно можно считать лучшей его работой в постсоветское время, ставшей настоящей достопримечательностью за счет несвойственной для Сибири архитектуры.
5. Триумфальная арка 375-летия города Красноярска
Наверное, триумфальную арку можно назвать самой неоднозначной работой Демирханова. Она была построена в 2003 году и изначально ее внешний вид значительно отличался от нынешнего. Она была обшита дешевыми пластиковыми пластинами, а сверху стояли вазоны. Как мне кажется, от подобного внешнего вида неслабо отдавало колхозом. Плюс ко всему у арки на лицо проблемы с пропорциями. Ее формы выглядят несуразно, неосновательно. Я не знаю, каким образом Демирханов умудрился спроектировать подобное. По моему мнению, это явный провал. Жители, кстати, тоже не оценили подарок городу.
В 2018 году была произведена реставрация триумфальной арки, в результате которой она приобрела современный вид. Надо сказать, ее облик стал гораздо приятнее. Главным улучшением можно назвать то, что вместо пластиковых панелей фасад оштукатурили. Кроме того, арка лишилась многих элементов декора, включая вазоны. Теперь она выглядит весьма сдержанно.
Я не скажу, что триумфальная арка совершенно ужасна. Сейчас это нейтральное сооружение, главная проблема которого заключается в его пропорциях. Только посмотрите на ножки арки, для такой высоты они слишком узенькие. Да и ширина арки также небольшая, что негативно влияет на ее восприятии. К сожалению, эту проблему никак не исправить. Тем не менее, я уверен в ценности данной триумфальной арки для Красноярска. Она отражает историю архитектуры города, говорит о том, как строили здесь 20 лет назад. Внешне арка неприглядна, но она уже стала настоящим памятником истории Красноярска. Знаете, в свое время Дом Зингера в Петербурге многие архитекторы считали уродливым, однако сейчас такая мысль никому и в голову не придет. Возможно, с триумфальной аркой та же самая история. Пусть многим современникам она кажется несуразной и абсурдной, но потомки будут по ней изучать развитие российской архитектуры. В этом плане это творение Демирханова представляет ценность.
Кстати, Триумфальная арка интересна своим расположением. Не случайно она стоит именно в начале проспекта Мира. Предположительно, на этом месте впервые казаки высадились на берег Енисея. Здесь же находился и острог, давший начало Красноярску.
6. Красноярский Биг-Бен
Именно Демирхановым была создана одна из главнейших достопримечательностей Красноярска - Биг Бен. Внешний вид башни отдает модернизмом, и это неспроста. Изначально она начала строиться еще в 1960-х годах. Однако ее внешний вид отличался от нынешнего. Биг-Бен имел электронный циферблат, который, кроме того, еще и показывать температуру. Однако со временем механизм стал непригодным для эксплуатации, и тогдашнему мэру Красноярска Пимашкому пришла идея создания башни с механическими часами и боем курантов. Демирханов ее поддержал. Реконструкция башни длилась всего 5 месяцев, после чего в 2001 году состоялось ее торжественное открытие.
Пусть башня и называется Биг-Беном, ее сходство с оригиналом ограничивается лишь похожей формой. Достаточно посмотреть на внешний вид. Лондонский Биг-Бен богато декорирован, в то время как Красноярский имеет строгий облик, без каких-либо украшательств. Кроме того, он темно-серого цвета, явного атрибута модернизма. Так что я бы ни в коем случае не стал называть Красноярский Биг-Бен обычной копией лондонского оригинала. У них общая идея, похожие формы, но абсолютно разные облики. И в этом уникальность данной башни, ведь Демирханов сумел переосмыслить всемирную достопримечательность под местные реалии. Вот почему я считаю Красноярский Биг-Бен одной из самых необычных и важных работ Демирханова. Сейчас эта башня является неотъемлемой частью города.
Заключение
Арэг Демирханов - несомненно великий архитектор. Да, на его счету нет международных проектов, да и вряд ли он пользуется особым признанием за рубежом. Не все его постройки можно назвать удачными. Но каждый красноярец так или иначе сталкивается с последствиями его творчества. Удивительно, но один человек сумел кардинально преобразить город. Именно он сделал Красноярск таким, каким мы его знаем.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. До следующей статьи!
Другие статьи по теме:
Как Арэг Демирханов кардинально изменил облик Красноярска. Часть первая
4 причины, по которым мне не понравился Красноярск
6 причин, по которым мне понравился Красноярск
#красноярск #архитектура #современная архитектура #творчество #города РОССИИ #ПУТЕШЕСТВИЯ #ПАМЯТНИКИ #ЦЕРКВИ