Valve официально представила свою новейшую портативную консоль Steam Deck на переработанной операционной системе Steam OS 3.0, которая вот-вот станет доступна для обширных масс покупателей, но сможет ли она поменять правила игры и сместить Nintendo Switch с трона портативности или ей суждено повторить судьбу Playstation Vita и Steam Machines? Давайте разбираться.
Преимущества нового ПО
Новая операционная система Steam OS 3.0 базируется на свободном дистрибутиве ArchLinux, а средой рабочего стола выступает KDE PLASMA 5. Такое решение можно назвать первым камнем в сторону компании Nintendo, ибо мы получаем устройство, которое не только позволяет запускать калькулятор совершенно бесплатно, но и внешне интуитивно понятно простому пользователю. KDE PLASMA 5 весьма похожа на интерфейс Windows 7, что не должно вызвать каких-либо проблем у пользователей желающих использовать свою Steam Deck, как рабочий компьютер.
Полная свобода
Если вы когда-то следили за Steam Machines, то наверняка были в курсе, что ранее за основу в Steam OS использовался Linux-дистрибутив Debian, о чьих болячках я писал ранее. В новой же редакции Steam OS 3.0, используется свободная и децентрализованная система на основе ArchLinux. Такой выбор является лютым выигрышем, так как позволяет не только полностью контролировать систему своего устройства без постороннего вмешательства (Привет Canonical), но и использовать всю гибкость Linux, благо документация всегда доступна.
Также сто́ит отметить, что свежесть программного обеспечения это один из гвоздей, который в своё время убил Steam Machines, но и здесь Steam OS 3.0 на базе ArchLinux преподносит приятный сюрприз.
ArchLinux — это роллинг-дистрибутив, мы получаем новейшее программное обеспечение без каких-либо промежуточных выпусков системы, в отличие от Debian (Debian 7, 8, 9 и т.д.). Конечно, автор понимает, что прямого обновления без задержек вряд ли сто́ит ожидать, но можно рассчитывать на модель выпуска обновлений по аналогии с Manjaro, которая также основана на ArchLinux, но использует дополнительную неделю тестирования для отлова багов.
Железо превыше всего
Кто-то утверждает, что железо не важно, а важны лишь выпускаемые игры, таким людям хочется подарить Atari 2600 и заставить играть в Pong c рядом сидящим человеком, который на своей новенькой PlayStation покоряет просторы Skyrim. Рано или поздно, но любое железо начинает не справляться с новыми технологиями и ограничивает художников в реализации задуманного, а игроков в FPS. С портативными устройствами всё ещё интереснее, потому как нужно быть весьма умелым, чтобы найти тонкую грань между мощностью устройства и автономностью его работы. Компании Valve это удалось весьма просто, потому как они обратились к лучшим производителям APU (CPU+iGPU) на рынке — компании AMD, и тем самым обеспечили для Steam Deck эквивалент мощности Playstation 4.
Характеристики консоли:
- CPU: Amd Zen 2 4/8 2.5-3.5 Ггц
- GPU: RDNA 2 c 8 блоками ускорения (+- 1060)
- RAM: 16 GB LPDDR 5
- Hard: 64 GB своей и 256/512 SSD MWME
Показатели, которые уже мало чем отличаются от среднебюджетного компьютера, если бы не несколько небольших но:
- Мы получили процессор архитектуры Zen 2, что весьма отличается от того, что был в Playstation 4 или Xbox One, а является скорее братом близнецом CPU в PlayStation 5 и Xbox series X. Такое братство позволит без каких-либо усилий обеспечивать совместимость со многими играми, ибо в отличие от Nintendo с её ARM Cortex-A57, не нужно будет переносить игру на другую архитектуру и компилировать заново.
- Важная аппаратная особенность Steam Deck, заключается в особенной памяти стандарта LPDDR, что является новейшим стандартом оперативной памяти с минимальным потреблением энергии в мобильном сегменте, которая в хвост и гриву обходит многие современные консоли и PC по пропускной способности передачи данных.
Заключение
Компания Valve проделала огромную работу над ошибками по сравнению с предыдущими Steam Machines и практически не только избавилась от прошлых болячек, но и наделила свою систему огромным преимуществом. Больше никаких не привычных пользователю интерфейсов, никаких задержек по 6 месяцев в обновлении драйверов, а только удобство, простота и гибкость системы для тех, кто хочет заморочиться. Я не знаю, взлетит ли Steam Deck в дальнейшем, но сейчас я вижу идеальное устройство, что закинет Nintendo со своим Switch обратно в мир фанатов и грибного зелья.