Найти тему
ВИРА ЯКОРЬ!

КУРСАНТЫ. Часть 7

Хочется сказать несколько добрых слов об учебных парусных баркентинах, таких, как «Сириус». Эти парусники были построены сразу после войны в Финляндии в качестве репарации. То есть, как возмещение ущерба, нанесённго Советскому Союзу Финляндией, которая воевала на стороне фашистской Германии. Таких баркентин было построено 10 или 12. Помню несколько из них, на которых побывал: «Кропоткин», «Вега», «Кодор». Кроме учебных баркентин, по тому же проекту было построено для Союза штук 30 шхун. Корпуса этих шхун были построены по тем же чертежам, но парусное вооружение было более простое — гафельные или бермудские шхуны. Это значит, что на фок-мачте не было реев и прямых парусов. Паруса на всех трёх мачтах были косые. Таким парусником легче управлять, и команда может быть не такая многочисленная. Почти все эти шхуны перегнали после постройки с Балтики через Атлантику, Панамский канал и Тихий океан на наш Дальний Восток. Там пытались возродить морские парусные перевозки по снабжению прибрежных посёлков. Также суда должны были использоваться для перевозки рыбной продукции. Посчитали, что это даст большую экономию топлива.

Учебное судно баркентина "Альфа" в Ялте
Учебное судно баркентина "Альфа" в Ялте
Баркентина «Альфа» в Сочинском порту
Баркентина «Альфа» в Сочинском порту

Но советские моряки давно забыли к тому времени, как управляться с парусами. Поэтому они проклинали чиновников из министерства, ходили на двигателях. А для вида ставили один какой-нибудь стаксель, чтобы сделать запись в судовом журнале и получить надбавку к зарплате. В общем, эксперимент не удался.

Но как учебные суда эти баркентины вполне себя оправдали. Сделаны они были очень прочно, финны умеют строить деревянные суда. Для примера маленькая деталь: все рангоутное дерево — мачты, реи, стеньги и бушприт — были композитными. То есть не из цельного бревна, а склеены из отдельных брусков. Это очень повышает прочность. Набор корпуса (киль, шпангоуты, стрингера и т.д.) собраны из дубовых брусьев, а обшивка сосновая. Парусники эти были рассчитаны на 20 лет, но фактически прослужили по 25 лет и больше. «Сириус» после списания в 1976 году простоял ещё много лет на Малой Невке, потом у Адмиралтейской набережной в качестве ресторана. Правда, его переименовали в «Кронверк». Это произошло по решению суда, когда группа наших бывших курсантов по инициативе моего однокурсника, небезызвестного Кости Баранова, потребовала переименования. Они правильно указали властям, что нам обидно и даже оскорбительно видеть боевой парусник, на котором мы становились моряками, переделанным в ресторан под пьянку для всяких сухопутных. А каково было капитану Чечулину смотреть на это? Костя Баранов молодец был. Даже за одно это он достоин уважения.

Плавучий ресторан «Кронверк»
Плавучий ресторан «Кронверк»

Баркентина «Кропоткин» в конце пути оказалась в Севастополе. Стояла в Артиллерийской бухте и использовалась как кафе. Однажды ночью внезапно загорелась и полностью сгорела. В Севастополе поговаривают, что это дело рук бывших курсантов, которые на «Кропоткине» когда-то плавали. Не стерпели такого издевательства над любимым парусником. Да сухопутные просто не понимают, что это значит для моряков.

В июле и августе на Балтике обычно хорошая погода. Помнится, был такой случай: на переходе из Выборга в Ригу мы заштилели посреди моря. Несколько дней стояла жара, ветра почти не было. Наш «Сириус» лениво шлёпал парусами и почти не двигался. Можно было, конечно, запустить двигатель, но капитан не любил этого баловства. В качестве морского опыта велел нам спустить 10-ти-вёсельный баркас, взять «Сириус» на буксир и попробовать буксировать его на вёслах. Мы попробовали. Оказалось, это очень тяжело. Всё-таки судно 45 метров длиной (с бушпритом) и, как все парусники, с большой осадкой. Ну, в общем, потренировались часок и прекратили это безобразие.

Настала ночь, судно неподвижно стояло на воде под всеми парусами. В кубрике было душно, но я пытался заснуть. С полуночи нужно было заступать на вахту, надо хоть немного поспать. Только я задремал, как послышался какой-то странный гул и судно вдруг рывком легло на левый борт. Меня просто выкинуло из койки. Я грешным делом подумал, что мы столкнулись с каким-то пароходом. Все курсанты моей вахты и я, конечно, в одних трусах выскочили на палубу. То, что мы увидели, было поразительно: сильнейший шквал в наш правый борт положил «Сириус» на левый борт. Да так сильно, что левый фальшборт и, наверное, четверть палубы с левого борта ушли под воду. К счастью, прямые паруса фок-мачты были развёрнуты на правый галс, то есть как раз под этот ветер. А косые, грот и бизань, и стакселя мы с вечера подтянули шкотами в ДП (диаметральная плоскость, то есть по оси судна). Поэтому они не работали, а только кренили судно.

Капитан крикнул нам с кормы: «Быстро травить шкоты грота и бизани!» Я со своим ребятами бросился, как положено по авралу, к грот-мачте. Сняли с кнехта шкоты, потравили сколько нужно, потом потравили шкоты грото-стакселя. Третья вахта сделала мгновенно то же самое на бизань мачте. И тут наш «Сириус» как бы очнулся: сначала медленно тронулся вперёд, потом буквально за 10 секунд набрал такой ход, что вода свистела вдоль борта. При этом крен выравнивался, палуба и фальшборт медленно вышли из под воды. Баркентина как будто стряхнула с себя воду и теперь мчалась по волнам с огромной скоростью. Позднее капитан нам сказал, что вертушечный лаг показал в ту минуту скорость пятнадцать с половиной узлов. Для парусника это очень много.

На следующий день мы обсуждали это происшествие. Боцман Миша сказал, что нам повезло, что паруса фок-мачты стояли развёрнутыми на правый галс, то есть как раз для ветра с правого борта. Если бы было наоборот, то, возможно, мы бы остались без фок-мачты. А я, между прочим, вспомнил, что вечером, перед тем как лечь спать, уже после захода солнца, заметил в полумраке над самым горизонтом тоненькую чёрную полоску облаков. Но не придал этому значения, только подумал: «Хоть бы дождь прошёл». А через несколько минут стемнело и уже ничего не было видно. Но, строго говоря, вахтенный третий помощник прохлопал этот шквал. Надо тщательней осматривать горизонт, когда стоишь на вахте. Расслабились, забыли, что мы в море, а не на курорте.

Учебное судно баркентина «Кодор»
Учебное судно баркентина «Кодор»

В один из тёплых осенних дней мы проходили на «Сириусе» под парусами между островов архипелага Берёзовые Острова. Между прочим, надо отметить, что ходить на большом паруснике по этим проливам под парусами — это большое искусство. Капитан Чечулин решил показать нам, как это делается. Этим искусством он владел в совершенстве. К слову: боцман Миша рассказал нам, что однажды Чечулин с кем-то поспорил, что сам, в одиночку, даже без рулевого, при умеренном ветре совершит поворот «Сириуса» с одного галса на другой. И он это сделал. А мы вдесятером это делали, и не так уж это было легко. Даже при умеренном ветре.

Так вот, погода была на редкость хорошая. Капитан объявил нам, что по этому случаю он решил стать на якорь между островов и сходить на берег погулять, а заодно насобирать белых грибов и пополнить запас дров для камбуза. На камбузе у нас стояла обыкновенная печь из красного кирпича, усиленная на случай качки металлическими полосами. Топили её дровами и углём.

Мы стали на якорь, спустили два 10-вёсельных баркаса. Две вахты, в том числе я со своими ребятами, сели в баркасы на вёсла. Все командиры с капитаном тоже спустились в лодки. На судне осталась одна вахта и наша повариха Галя.

Пригребли на остров, вытащили немного баркасы на песочек между валунами. Капитан спросил, кто хочет остаться добровольно сторожить лодки. Хотя остров необитаемый и, вроде, сторожить не от кого, но так положено. Я вызвался остаться. Решил, что пока они собирают грибы и шишки для камбуза, мне можно будет искупаться. Народ ушёл в лес, а я разделся догола (всё равно никого в округе нет, а ходить потом в мокрых трусах неприятно), зашёл в воду и поплыл в сторону «Сириуса». Вода была очень чистая, но холодная — 12 градусов. В то время для меня это было нормально.

До «Сириуса» было кабельтовых 3 или 4 (600—800 метров). Для такого героического пловца как я это вообще не расстояние. Правда, холодно. Но я решил, что доплыву до судна, вылезу на палубу по штормтрапу и погреюсь на солнышке, а потом назад поплыву.

Доплыл до судна уже порядком замёрзшим, взялся за штормтрап. И тут слышу сверху с палубы приятный женский голос нашей поварихи Гали: «Ой, Володя! Это ты? Купаешься? А не холодно тебе?» В таком виде я, конечно, не решился при Гале вылезать на палубу. Минут пять поболтали на отвлечённые темы. Когда я понял, что светский разговор неприлично затягивается и Галя не собирается уходить, а я могу потерять последние калории, то попрощался с Галей и поплыл обратно на остров. Конечно, можно было просто сказать Гале, чтобы она отвернулась, потому что я не по форме одет. Но дело в том, что мне только что исполнилось 19 лет и я ещё стеснялся девушек. (Потом это как-то незаметно прошло.) А Гале было 27 лет, и она была хороша собой. В общем, поплыл я назад. До середины дистанции всё было хорошо, но метров за 200 до берега грудные мышцы начало прихватывать судорогой. Я перевернулся на спину и изобразил кроль на спине. Так было лучше. Доплыл с грехом пополам до берега. Вылез на тёплый гранитный валун и стал отогреваться на солнышке. Тут я впервые задумался о роли женщин в нашей жизни. И понял, что женщина иногда может представлять вполне реальную опасность для мужчины.

Через пару часов вернулся народ с грибами, дровами и с мешками с сосновыми шишками. Шишки здорово горят в печке и легко разжигаются. Мы столкнули баркасы на воду и пошли домой.

«Сириус» под всеми парусами
«Сириус» под всеми парусами

Сейчас вспоминаю и сам удивляюсь, через что нам пришлось пройти. Современные моряки ничего подобного не проходили. Жили мы на паруснике как в восемнадцатом веке. Летом ещё ничего было, а когда похолодало, начались дожди, шторма и снег пошёл — это было сурово. Электричества на судне не было, ходовые огни и радиостанция работали от аккумуляторов, которые время от времени подзаряжались от генератора на двигателе. Тёплой воды тоже не было. Мылись каждый день ледяной забортной водой с хозяйственным мылом. Работали на ледяном ветру, часто в промокшей одежде. Лазали по обледенелым вантам и реям без страховки. В октябре-ноябре на Балтике уже холодно. На вахту одевались так: тельник и солдатские полотняные кальсоны, потом шерстяной спортивный костюм, потом хлопчатобумажная морская рабочая роба, сверху штормовка из тонкой парусины и такие же штаны, на голове шерстяная вязаная шапка и парусиновая шапка-зюйдвестка. На ногах флотские ботинки с шерстяными носками. Когда всё это немного намокнет от водяных брызг и дождя, то твой вес увеличивается, наверное, килограмм на пятнадцать. И вот в таком виде в полной темноте надо бегать по обледенелым вантам и реям. Да ещё добавить сюда сильную качку. Внизу на палубе качка не страшна. А когда поднимаешься на мачту, то с каждым метром высоты амплитуда качки увеличивается. На самом верху тебя уже отрывает от мачты так, что приходится цепляться руками и ногами изо всех сил. А упадёшь в море — это конец. Трёхмачтовый парусник — это не катер. Пока он ляжет в дрейф да спустят баркас — в такой одежде десять раз утонешь. А если на палубу упадёшь — это тоже конец, только быстрый. Наш старший помощник Иван Иванович был отличным человеком, но немного простоватым. Виктор Конецкий в одном из своих рассказов подробно рассказал о нём. При этом назвал его «морским колхозником». Немного обидно, честно сказать, но похоже на правду. По внешности точно — председатель процветающего колхоза. Среднего роста, полноватый, лицо круглое с розовыми щёчками, глазки голубые. В тяжёлые моменты, когда нужно было что-то быстро решать, глаза его округлялись. Он быстро оглядывался вокруг, увидев меня, кричал: «Егоров!» и показывал пальцем на проблему. Даже если это была не моя вахта, то очень часто он сначала вспоминал меня, кричал оглушительно «Егоров!!!», а когда я в одних кальсонах выскакивал из кубрика на его ужасающий силы вопль, спрашивал: «А! Это не твоя вахта? Ну, иди отдыхай…» Может быть это от того, что у меня простая фамилия.

Но удивительное дело: за все это время никто из нас не сорвался с высоты, не было ни одной серьёзной травмы и никто не простудился. Даже простого насморка ни у кого не было. Тут, конечно, стресс помогал, не давал нам расслабляться. А когда мы в ноябре сошли на берег, то в первую же ночь в училище я простудился: спал под открытой форточкой — и получил сильнейший насморк. Смешно…