Сборник статей. 12.01.2012 Выпуск номер 6.
Редактор и составитель Вадим Мадгазин Жирный шрифт и комментарии в квадратных скобках - редактора. Магомед Абакарович Чартаев Советский и российский экономист, агроном, председатель колхоза, преобразованного в союз собственников-совладельцев. Годы жизни 1941-2001.
Союз Собственников-Совладельцев России, система Чартаева Третий путь Проблема достижения устойчивости при развитии общества состоит в решении вопроса о способе присвоения собственности. Присвоение на основе приоритета собственности на капитал - изживший себя способ присвоения, и вернуть общество в эту стадию развития невозможно без разрушения самого общества. Попытки построить общество без собственности закономерно закончились крахом. Собственность - объективно существующая категория, и отменить ее любыми указами также невозможно, как отменить законы тяготения. Исторически первый путь - существование в одном обществе и собственников, и не собственников; второй - собственников нет вообще, все определяет государство. Отсюда логически вытекает третий путь - все собственники. Проблема в последнем случае заключается в том, что не ясны способы реализации этого принципиального положения. Поэтому опыт Магомеда Чартаева, опыт создания Союза собственников-совладельцев чрезвычайно интересен для понимания возможности выхода из тупика, в котором мы сейчас оказались в России, и не только в России. Любое общество характеризуется определенным типом общественных отношений, в основе которых - способ присвоения. Вся история человечества в этом смысле - лишь изменение способа присвоения при одном неизменном условии: ОТЧУЖДЕНИИ ПРОДУКТА ТРУДА ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ. А коли так, то получаем ИЗНАЧАЛЬНУЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, заложенную в фундамент общественных отношений и, Стр 1 как следствие, борьбу всех общественных сил за право РАСПРЕДЕЛЯТЬ ОТОБРАННОЕ. Именно поэтому так похожи программы всех партий, поскольку предлагают СЕБЯ ХОРОШИХ вместо НИХ ПЛОХИХ для ЛУЧШЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. Задача заключается в том, что бы сформировать общественную силу, способную предложить обществу ПОНЯТНУЮ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНУЮ И РЕАЛЬНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ. Для этого необходимы: -лидер, способный понять и предложить обществу новый путь; -команда, понимающая концепцию и способная разработать на ее основе реальную программу; -структура, способная реализовать эту программу. Предлагаемая концепция Основные принципы: -право собственности каждого гражданина страны на результат своего труда; -равнодолевое совладение всеми гражданами страны природными ресурсами; -право собственности на долю в общественном капитале в меру участия. Это значит что: -каждый гражданин страны, как совладелец природных ресурсов, получает материальное обеспечение своего права на жизнь в виде ренты (платы с пользователей природных ресурсов); -каждый гражданин страны являясь собственником результатов своего труда получает полную стоимость своего продукта и поэтому лично участвует в инвестициях, за которые и получает обеспечение в старости. В результате: -исчезает противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью (плата за результат труда предполагает ее отсутствие при отсутствии результата, что возможно только при надежном обеспечении права на жизнь помимо дохода от трудовой деятельности - см. выше); -объединение капиталов происходит на разных уровнях (групповой, местный, региональный, межрегиональный, государственный), управление которыми осуществляет исполнительная власть под контролем представителей собственников; -мотивы поведения избирателей становятся более конкретными и согласованными; -появляются четкие критерии оценки принимаемых решений и их результатов; -в экономической деятельности появляется возможность согласования интересов всех участников; -при надежном обеспечении права на жизнь снимаются многие ограничения на предпринимательскую деятельность, свобода предпринимательства максимальна; Стр 2 -появляются четкие критерии разграничения полномочий на всех уровнях (новый подход к региональной политике, к разделению властей, к полномочиям); -появляются основы для нового подхода к управлению; -возникает мощный спрос на грамотных управленцев, на интеллектуальный продукт, на эффективную инфраструктуру; -эффективность экономики возрастает “в разы”; -гарантии прав собственности максимальны. В данной концепции одновременно решаются проблемы социальные, экономические и политические. Что естественно, когда проблема решается на системном уровне. Союз собственников-совладельцев - выход из тупика Как бы общество ни называлось, основа его состоит в способе присвоения национального богатства и, в первую очередь, произведенного продукта. В рабовладельческом обществе продукт труда присваивался рабовладельцем на основе присвоения других людей - рабов. Демократия в Древней Греции была замечательной, но не для всех, а только для граждан, а кроме них было огромное количество рабов. В капиталистическом обществе продукт труда других людей присваивает владелец капитала, покупая рабочую силу как товар. В нашем обществе [СССР], которое мы называли социалистическим, государство присваивало продукт труда всех граждан страны, чтобы потом распределить его, но как? В результате при всеобщей общенародной собственности мы все оказались наемными работниками... У кого? У управляющих, которых мы же и наняли (?) через своих народных избранников, на которых мы никакого влияния после выборов не оказывали (или не могли оказать)? Масса вопросов, а результат простой - всеобщая безответственность на всех уровнях за результат своего труда. А уж нынешняя катастрофа [распад СССР] определена тем, что все богатство страны, накопленное поколениями наших предков и нашим личным трудом оказалось брошенным на разграбление властью, которая для того и существует в государстве, чтобы защищать наши с вами интересы, в том числе и собственность. Итак, наш вывод: проблема советского общества - в государственной собственности. Заметьте, не в общенародной, а в государственной, позволяющей чиновнику пользоваться правами собственника по отношению к общенародной собственности, не неся экономической ответственности за результат использования собственности и за ее сохранность. Стр 3 Административная и даже уголовная ответственность в этом случае проблемы не решают. Исходя из этого диагноза мы и предложили свое решение проблемы. Как общество вынуждено было отказаться от рабского труда, как оно отказалось от крепостного права, так пришла пора отказаться от наемного труда. И мы решили: отныне каждый работник нашего хозяйства будет присваивать результат своего труда сам. Но, если механизмы присвоения результатов чужого труда отработаны веками, то механизмы для союза собственников-совладельцев пришлось создавать самим. [далее часть текста опущена, см. ссылку 1] С тех пор мы и живем все вместе по принципам, которые мы сформулировали так: -каждый гражданин является собственником результата своего труда; -все граждане являются совладельцами природных ресурсов по праву рождения; -каждый гражданин является собственником своей доли в общественном капитале. Иногда спрашивают: "Это социализм или капитализм? С одной стороны - вроде рыночная экономика, с другой - что-то коммунистическое про результат труда. А уж общественный капитал совсем странное понятие, что-то вроде гибрида ежа и ужа." Я думаю, что найдутся люди, которые придумают название тому, что у нас получилось. Знаю только, что частная собственность и государственная собственность - лишь два разных способа отбирать у человека результат его труда и ясно, что этот тип отношений в обществе себя изжил. Вопрос только в том, сможем ли мы принять в обществе другие принципы общественных отношений, либо изжившие себя принципы изживут и нас. Что же касается рыночной экономики, то, на наш взгляд, разговоры на эту тему не столько проясняют вопрос, сколько запутывают его. Так же как кибернетика оказалась вовсе не "продажной девкой империализма", так и рыночная экономика может существовать в любом обществе. Проблема лишь в том, кто и что продает. П родаются люди - получаем рабство, продается рабочая сила - получаем полурабство (в виде капитализма или социализма - не важно). Мы решили продавать результат своего труда. Продавец, естественно, тот, кто его создал. В результате получили принципиально иную систему общественных отношений. А форму собственности в нашем союзе назвали индивидуально-общественной. Отсюда и название - союз собственников-совладельцев, когда каждый член союза является собственником результата своего труда, доли в общественном капитале и совладельцем природных ресурсов и общественного богатства. Стр 4 Каковы же результаты? Самый главный экономический показатель - затраты. Себестоимость продукции за первые три года уменьшилась в четыре раза и продолжает снижаться, хотя и не такими темпами. Производительность труда за 10 лет работы выросла в 64 раза. Чтобы не подумали, что это опечатка, скажу по-другому: 6400%. Это, естественно, в сопоставимых ценах, а не за счет инфляции. За последние три года поголовье овец увеличилось в три раза, поголовье крупного рогатого скота и посевные площади - на 50%, урожайность достигла 50 центнеров с гектара. При такой производительности труда можно многое себе позволить, поэтому уровень жизни в нашем союзе примерно на порядок выше, чем в среднем по стране. Это подтверждается таким объективным показателем как уровень рождаемости. При отрицательном приросте населения в Дагестане (как и в России в целом) в нашем союзе рождаемость в шесть раз превышает смертность. Ведется интенсивное жилищное строительство - за три года для членов союза построено более 300 трехэтажных коттеджей, развивается социальная инфраструктура. Появились новые направления деятельности: переработка, строительство, транспортные услуги... Все вроде бы прекрасно. Но... Мы же не изолированное государство. И существование в нынешней системе больно бьет и по нам. Финансы - кровь экономики и, пропуская через себя эту отравленную фальшивыми деньгами "кровь", со смещенными ценами, мы дорого за это платим. Даже наше небольшое хозяйство после гайдаровского отпуска цен в 1992 году только за тот год потеряло более пяти миллиардов рублей. ИЩИТЕ ГЛАВНОЕ ЗВЕНО - 1991 Применительно к ситуации, сложившейся в нашем обществе, речь может идти не о путях трансформации правящего аппарата, чем мы занимались последние шесть лет и продолжаем заниматься до сих пор, а именно о коренном пересмотре производственных отношений и их основы - отношений собственности, то есть о принципиальном и полном отлучении семерых с ложкой от права распределять по своему усмотрению все, что произвел один с сошкой. Объективные законы исторического развития, в том числе и социальноэкономического, как и любые законы природы, потому и называются объективными, что никаким волевым воздействиям не поддаются. Поэтому совсем не случайно все попытки сформировавшейся у нас тоталитарной системы игнорировать эти законы привели ко все большему нарастанию хозяйственных диспропорций, омертвлению капитальных вложений, недопроизводству одних и Стр 5 перепроизводству других товаров. Сами того не подозревая, мы на протяжении 70 лет подтверждали на практике абсолютную достоверность и истинность выводов К. Маркса о неизбежности загнивания капитализма по мере его срастания с государством и обнищания трудящихся масс. Хватит, наверное, шарахаться из крайности в крайность - из плана в рынок, из нэпа в госмонополизм, а из него чуть ли не обратно в “дикий” капитализм эпохи первоначального накопления капитала. Пора не поверхностно, как мы привыкли, а всерьез вскрыть причины наших неудач, определить главную и с нее начинать лечить болезнь. А причина одна: наличие наемного труда при общественной форме собственности, а точнее, псевдообщественное присвоение результатов труда. Именно эта и поныне существующая у нас форма присвоения результатов труда и обусловила установление авторитарного режима с фетишизацией государства как субъекта общенародной собственности. Отсюда единственный курс на жестко централизованный механизм планирования производства и распределения произведенного, неуправляемое разрастание командно-административной системы и фактическая диктатура бюрократии , в конечном счете приобретшей все признаки эксплуататорского класса, за исключением одного - возможности, а точнее, риска разориться, то есть реальной экономической ответственности за последствия принимаемых решений. Наличие наемного труда при формально общественной собственности помешало превратить бывшего раба в хозяина. Мало того, хозяин исчез вообще: у нас ведь все фактически работают по найму - от сторожа до президента. И возникла уникальная ситуация: при бесхозном общенародном богатстве остались, с одной стороны, фактически бесправные наемные работники, а с другой, ввиду отсутствия какого бы то ни было механизма для установления реального народного контроля за формально общенародным имуществом, образовался и разросся институт фактически никому не подконтрольных управляющих (бюрократов). В силу двойственности социально-экономического положения бюрократа, он не хозяин, а наемный управляющий, и потому психология хозяина, заботящегося о приумножении добра, ему не свойственна. А номинальному “хозяину” - народу, также состоящему из массы наемных работников, он фактически не подотчетен, поскольку выполняет по отношению к ним, работникам, функцию власти. В силу этого бюрократ, как и любой наемник, социально ориентирован на потребление, а не на накопление, и эта ориентация неизбежно проявляется каждый раз, когда он берется за рычаги распределительного механизма. Формула Маркса констатирует, что масса произведенного продукта состоит из необходимого и прибавочного продукта. Первый идет на потребление. Второй - на Стр 6 накопление. В арифметике от перемены мест слагаемых сумма не меняется. А в экономике от такой перестановки меняется смысл. Поэтому в психологии наемника не первом месте всегда стоит необходимый продукт, а в психологии хозяина - прибавочный. Из вышесказанного напрашивается вывод: изменив в 1917 году частную форму присвоения прибавочного продукта на государственную, мы лишили страну хозяина, а в результате страна с богатейшими ресурсами живет в долг, фактически нищенствует. Кризис может быть разрешен двумя способами: либо законодательной отменой наемного труда с предоставлением всем гражданам права самим присваивать результаты своего труда, а также права совладения общественной собственностью, либо заменой общественной собственности частной (изменением общественного строя) со всеми вытекающими из этого последствиями. Исходя из вышеизложенного и во имя воплощения идеалов равенства и социальной справедливости, сохранения союза и прекращения межнациональных потрясений, можно сформулировать ряд первоочередных задач, решение которых обеспечивает сравнительно безболезненный выход из кризиса. Начиная с 1991 года страна переходит на принципиально новую схему производственных отношений - рыночную, основанную на купле-продаже любого продукта, любой услуги и полной ликвидации отношений найма. С этого момента каждый труженик становится самостоятельным товаропроизводителем, хозяином. Законодательно отменяется наемный труд в СССР как основной источник противоречий. Каждому труженику законодательно предоставляется право реализовывать результаты своего труда и такое же право покупать все необходимое для того, чтобы производить продукцию. Реализация произведенной продукции должна осуществляться на основе эквивалентного обмена по ценам, которые должны соответствовать уровню общественно необходимых затрат, ни в коем случае не покрывая любые произвольные затраты производителя. Идеалом был бы переход к ценам мирового рынка. Распределение произведенного национального продукта производится по единому принципу, базирующемуся на рыночном механизме купли и продажи, где первая половина идет в накопление, вторая - на потребление. Соотношения между долями накопления и потребления равны. Возмещение материальных затрат производится из доли потребления, остаток является доходом товаропроизводителя. С этого момента отменяются все законодательные нормативы, рассчитанные на наемный труд, - разряды, нормы, расценки, оклады и т.д. Доходы штатных работников управления и обслуживания формируются за счет доходов самих товаропроизводителей путем процентных отчислений. Возмещение Стр 7 своих производственных расходов штатные работники производят за счет своих доходов. Принципы формирования доходов на уровне районов, республик, краев, областей и страны аналогичны. Затраты на госбюджет формируются за счет фонда накопления путем процентных отчислений. Система госучета, контроля, статистики переводится на этот распределительный механизм. Вот тогда и возникнет действительно новый единый народнохозяйственный механизм, центром, осью вращения которого станет не орган государственной власти, а человек-труженик, вокруг интересов которого завяжутся все организационные структуры. При этом монополия аппарата на власть исчезнет как бы сама собой и совершенно безболезненно, поскольку изменятся его функции, вместо института надсмотрщиков появятся союзы свободных товаропроизводителей, ориентированных на “горизонтальную” координацию. Таким образом, первичная ячейка союза собственников-совладельцев на уровне трудового коллектива может и должна стать тем кирпичиком, из которого выстроится все здание общества, где каждый товаропроизводитель - колхозник, рабочий или ученый - накапливает половину стоимости произведенной и реализованной продукции и получает неотъемлемое право совладения на эту часть приумноженного им богатства. Исходя из этого назначается полная инвентаризация всех активов национального богатства с определением персональной доли каждого труженика с момента образования предприятия или с момента его национализации, или за тот период, за который сохранились бухгалтерские архивы. Личный пай исчисляется с момента поступления человека в данный трудовой коллектив. На сумму пая по результатам года каждым предприятием из полученной прибыли выплачиваются дивиденды. Бестоварная масса денежных знаков обесценивается до уровня инфляции, по данному курсу отовариваются старые знаки, а новые денежные знаки выпускаются в обращение только под реализованный товар по его стоимости. Старые денежные знаки, возвращенные в банк, уничтожаются. Продажа земли и других активов национального богатства под флагом приватизации законодательно запрещается. Для решения продовольственной проблемы земля закрепляется актом на пользование за тем, кто ее обрабатывает - пашет, сеет, выращивает скот по состоянию на данное число. При этом собственником он может являться только на ту площадь, что причитается ему при пересчете на всех живущих в данном хозяйстве, районе, республике. По отношению ко всей остальной используемой им площади, сверх “подушной” доли, он является арендатором и выплачивает совладельцам дивиденды в установленных размерах. Совладельцами всей территории являются все граждане СССР, соответственно с правом получения дивидендов на свой земельный пай. Стр 8 Совладение фондами предприятий осуществляется только и исключительно среди лиц, работающих или работавших когда-либо на данном предприятии и их прямых наследников. Дивиденды на сумму пая выплачиваются и в том случае, когда наследник не является членом данного коллектива. По желанию наследника и по договоренности сторон сумма пая может также быть выплачена единовременно или по частям. Принимаемый в трудовой коллектив новый работник автоматически становится совладельцем данного предприятия, и на него открывается специальный счет, в котором отражается его личный трудовой вклад в активы предприятия. По желанию работника на этот же счет относятся и наследуемые им суммы. Средства для формирования пая, а также содержания органов законодательной, исполнительной и судебной властей всех уровней создаются по описанной выше методике в виде процентных отчислений от доходов товаропроизводителей. Средства на покрытие расходов по общегосударственным программам - на оборону и безопасность, внешнее представительство, социальное обеспечение, фундаментальные научные исследования - формируются также в виде процентных отчислений от доходов товаропроизводителей. Их конкретный размер определяется на основании предложений, разработанных в соответствующих комитетах и комиссиях законодательных органов, и утверждается по результатам общенародного референдума. Такой принцип формирования государственного бюджета изначально сориентирован на бездефицитность. Лица, занятые в непроизводственной сфере, в том числе в органах управления, осуществляют свое право совладения общенародной собственностью на общих основаниях. Размер пая исчисляется по изложенной выше методике. Одновременно вводится антимонопольное законодательство, предотвращающее диктат производителя на рынке товаров и услуг. В случае принятия этой программы в средствах массовой информации - газетах, радио, телевидении - проводится массированная кампания по разъяснению принципиальной схемы новых производственных отношений и порядка перехода к ней. Тем самым прекращается игра в “перестройку”, сведенная к переименованию и переформированию не оправдавших себя организационноуправленческих структур, приведших и приводящих в итоге к монополии власти и развалу экономики. Так и только так, на мой взгляд, мы сможем перейти от болтовни к делу и начать Стр 9 реальное преодоление экономического и социально-политического кризиса. Я убежден, что настоящий социализм возможен лишь в том случае, когда каждый гражданин является своего рода “капиталистом”, то есть не номинальным, на уровне декларации, а фактическим владельцем той части общественного богатства, которая создана его трудом. М.Чартаев Ссылки 1. Третий путь. Союз Собственников-Совладельцев России, 1995 http://www.docme.ru/doc/28431/tretij-put._ 2. Персональный сайт М.А.Чартаева http://chartaev.narod.ru 3. Реализация альтернативной экономической модели на примере села Шукты http://www.efremov-town.ru/blog/796.html 4. http://www.mexnap.info/articles.php?article_id=44 5. http://2084.ru/articles.php?cat_id=34 6. Общественный капитализм http://vadimrm.livejournal.com/128741.htm