Анна Петровна стала супругой захудалого герцога из немецкой династии. Потомки русской цесаревны и Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского правили империей до 1917 года.
Дочь царя и бывшей прачки
Анна Петровна до брака Петра I и его любовницы Екатерины Скавронской считалась незаконнорождённой. Только в 1711 году, когда её мать стала царицей, Анна и её младшая сестра Елизавета были объявлены царевнами.
По мере взросления цесаревен всё более раскрывалась красота царских дочерей, чей титул был изменён после приобретения Россией статуса империи в 1721 году. Со временем цесаревны должны были стать средством в дипломатических играх Петра I, стремившегося к гегемонии на Балтике.
Герцог Гольштейна встречался с Петром I ещё до окончания Северной войны. Карл Фридрих надеялся вернуть Шлезвиг, отнятый у него датчанами. Не имея средств для ведения войны, герцог рассчитывал заручиться помощью царя. Пётр I понимал выгоду от союза с Гольштинией.
Кроме того, мать Карла Фридриха была сестрой заклятого врага Петра — Карла XII. На тот момент трон Швеции занимала другая сестра Карла XII — Ульрика Элеонора, правившая при помощи мужа и советников. Единственным законным наследником королевы считался Карл Фридрих, однако, в обход его прав Ульрика Элеонора передала трон своему супругу. При дворе сформировалась оппозиционная королеве «голштинская партия», поддерживавшая притязания герцога на шведский трон. В случае союза с Карлом Фридрихом Пётр I получал возможность вмешиваться во внутренние дела Швеции. Этот расчёт окажется верным.
Из цесаревен — в герцогини
Союзнические договорённости Пётр I решил скрепить браком голштинца со своей любимой дочерью Анной. Герцог был представлен цесаревне в 1722 году, а уже в 1724-м состоялась помолвка. Брачный договор позволял герцогине сохранить православное вероисповедание и предполагал воспитание дочерей, рождённых от этого брака, в православии. Однако наследник мужского пола должен был принять веру отца. Отдельной статьёй обговаривался отказ супругов от претензий на российскую корону. При этом по воле императора сын Анны и Карла Фридриха мог стать наследником Петра I.
Влияние герцогской четы на Екатерину I было исключительным. Так, например, Карл Фридрих вошёл в учреждённый императрицей Верховный тайный совет, в котором узкий круг доверенных лиц принимал самые важные решения. В 1726 году кузен голштинца Карл Август Гольштейн-Готторпский был сосватан за Елизавету Петровну. Однако через несколько дней после смерти императрицы жених заболел и умер.
После смерти Екатерины I всесильный Меншиков, не желая делиться властью с кем-либо из родственников императора Петра II, сделал всё возможное, чтобы Анна Петровна с супругом покинули Россию. При этом в случае смерти юного императора, корона империи должна была перейти к Анне Петровне и её потомству.
В 1728 году она родила наследника Карла Петера Ульриха. Во время праздничного фейерверка едва оправившаяся от родов Анна Петровна, желая получше рассмотреть красочное празднество, подошла к открытому окну. Анна Петровна простыла и умерла от горячки в возрасте 20 лет.
Романовы-Гольштейн-Готторпские
После смерти Петра II на трон взошла Анна Иоанновна, дочь Ивана V. Немецкая племянница императрицы Елизавета Екатерина Христина в православии получила имя Анна Леопольдовна, а её отпрыска должны были короновать после смерти Анны Иоанновны. В 1739 году Анна Леопольдовна вышла замуж за брауншвейгского герцога Антона Ульриха, а уже в следующем году у них родился сын Иван, ставший наследником императрицы. Однако Брауншвейг-Романовых ожидала участь пленников и ссыльных.
Очередной дворцовый переворот сделал императрицей бездетную, как и Анна Иоанновна, Елизавету Петровну. На дочери Петра I заканчивалась прямая линия Романовых по женской линии. В 1742 году Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, нищий герцог из Киля, прибыл в Санкт-Петербург ко двору своей тётки. После перехода в православие голштинский герцог превратился в Петра Фёдоровича, будущего Петра III. Так на российском троне оказалась иностранная Ольденбургская династия, боковой ветвью которой были Гольштейн-Готторпы.
Ольденбурги, первое упоминание о которых восходит к 11−12 векам, были монархами различных государств: Дании, Норвегии, Греции, Швеции и Российской империи. Представители младшей ветви Ольденбургов — Глюксбурги — занимают троны Дании и Норвегии и сегодня, а дети и внуки Елизаветы II и Филиппа Эдинбургского (члена греческой королевской семьи Глюксбургов) заменят на британском троне Саксен-Кобург-Готов, переименованных в 1917 году в Виндзоров.