Бабушка – какое теплое слово, да? Сразу вспоминается что-то из детства. У каждого свое, но с общими чертами. Запах пирожков, теплые и потрескавшиеся руки. Холодная ладонь на нашем горячем лбу. Зеленка на коленках и она дует, чтобы не щипало. Пускает уточек в ванну. Потрескивание спиц и клубок. А потом запах, бабушки на этой шапке, которую мы стаскиваем с головы и прячем в карман, как только завернем за угол.
Ее кусочки ткани, из которых потом получается диковинное лоскутное одеяло . И коробка с пуговицами. Равномерное тарахтение швейной машинки ночью. И объятия, в которых стрелки на часах останавливаются, шум затихает, а ты качаешься на волнах.
Я уже качаюсь лишь на волнах памяти, потому что этих объятий уже нет. Есть только воспоминания. И запах. Запахи вообще удивительная вещь. Они переносят нас в прошлое.
Такой вот образ бабушки у меня. Но я заметила, что современные бабушки все чаще становятся таковыми лишь по принадлежности. Родственной принадлежности, но им совсем не хочется становиться ими по призванию.
Мир осовременивается и меняется. Иногда мне кажется, что у современных детей в принципе не останется таких воспоминаний о бабушках, какие есть у старшего поколения.
Шутка о том, что в будущем нас ждет поколение бабушек, которое не умеет печь пирожки, а их тело покрыто татуировками уже не кажется такой уж смешной. Скорее пророческой.
Может быть, все дело в возрасте? Бабушки получают в довесок внуков, когда им самим еще только 40 лет. Это раньше женщина в 40 лет имела семью и почти взрослых детей. А сегодня я вижу женщин, которые в 40 лет впервые уходят в декрет. Или вообще впервые видят две полоски на тесте.
Но тенденция явно намечается. А как модно стало называть бабушку по имени? Знаю лично примеры, когда женщина начинает закипать, гремя крышечкой, как только слышит о том, что внуки будут звать ее бабушкой. «Нет, меня только по имени!». Хочется сказать, хорошо, что не по отчеству. Это желание удержать возраст в рамках сочной женщины? Которая еще ого-го и го-го? А слово бабушка сразу приземляет и отрезвляет?
Получается, что в своих воспоминаниях мы рисуем образ бабушки в почтенном возрасте. Все дело в этом? А женщина, которой 50-55 лет (я уж не говорю о младшей категории) не хочет исполнять роль бабушки? И тогда на помощь может прийти только прабабушка?
У моей знакомой есть дочь. Семья полный женский комплект. И бабушка и прабабушка. Так вот у внучки останутся теплые воспоминания с запахом пирожков и раскручивающимся клубком пряжи только от прабабушки, которой 80. А бабушка, которой 55 даже не думает подходить к ребенку. Так заезжает набегами. Как печенеги.
А еще одной тенденцией и очень неприятной можно назвать самостоятельное взращивание дитя. Это теперь гордо и даже модно. Потому что все чаще можно услышать фразу от матери: «ты рожала для себя, и я с твоим ребенком сидеть не буду».
Но хочется вспоминать других бабушек, о которых писал Роберт Рождественский в своем стихотворении:
«Не верю
в принцесс на горошинах.
Верю
в старух на горошинах.
Болезнями огорошенных.
Дремлющих
осторожно…
Они сидят над чаями
возвышенно
и терпеливо,
чувствуя,
как в чулане
дозревает
царство наливок…
Бормочут что-то печальное
и, на шаткий стол опершись,
буквами пишут
печатными
письма —
длиною в жизнь…
Постели им —
не постели.
Лестницы им —
коварны.
Оладьи для них —
толстенны.
А внученьки —
тонковаты…
Кого-то жалея
вечно,
кому-то
вечно мешая,
прозрачны
и человечны,
семенят
по земному шару…
Хотят они всем
хорошего.
Нянчат внучат
покорно…
А принцессы
спят
на горошинах.
И даже
очень спокойно».