Покупать ли технику сейчас – этим вопросом задаются очень многие и судорожно сравнивают цены в разных магазинах. Царьград тоже не устоял перед этим искушением, но заодно попытался залезть в шкуру торговцев и понять их логику. Кто готов честно работать на благо России, а кто решил вывести весь кеш и разбежаться?
Продали всё
В России сейчас сложное, тревожное время. Особенно тяжело 30–35-летним – людям, выросшим в эпоху относительного изобилия, дешёвой еды и доступной техники. Это самое избалованное поколение во всей русской истории – в дополнение к приятной экономической конъюнктуре у них ещё относительно молодые родители, которые пережили 1990-е, поучаствовали в выходе страны из кризиса и, как правило, нашли себе какое-никакое место под солнцем.
Этой начинающей стареть "золотой молодёжи" сейчас очень плохо. Привычка к потреблению – наркотик для психики, мало чем отличающийся от игромании или сексуальных расстройств. И это заболевание, эта зависимость очень ярко проявилась 22–26 февраля, когда после признания Россией двух республик именно тридцатилетние заполонили магазины с электроникой. По рассказу продавца DNS в подмосковном Пушкино, удалось сбыть даже тот товар, который готовился к отправке обратно на региональный склад за полной невостребованностью: главное было лишь подкладывать его на самые выигрышные места на полках и витринах.
Нет такого торговца, который отказался бы немного поднять цены при виде такого ажиотажа (к общей панике добавились праздники 23 февраля и 8 марта) – но после начала спецоперации и практически мгновенного обострения "санкционной войны" ситуация изменилась с "сейчас заработаем" на "как вообще жить дальше?"
Почувствуйте себя торговцем
Понятно, что основная электроника поступает к нам из стран, которые не склонны объявлять санкции против России, но юань и вона подорожали относительно рубля ничуть не меньше, чем доллар и евро. К тому же часть брендов принадлежит западным странам (см. метания Apple), и грустнее всего то, что практически все процессоры в десктопах и ноутбуках – это зарегистрированные в США Intel и AMD, видеокарты – nVidia и та же AMD. То есть китайцы их делают, но продавать нам не будут. Представитель одной из крупнейших оптовых компаний сказал Царьграду, что принято решение прекратить отгрузку процессоров рознице – товар придерживают в особо охраняемом месте до прояснения ситуации, и не исключено, что скоро его цена вырастет в разы. После чего грустно добавил, что импортный корм для котов подорожал сильнее, чем техника.
Прямо во время написания этой статьи компания Microsoft объявила о приостановке продаж товаров и предоставления услуг в России из-за событий на Украине – проще говоря, компьютеров с предустановленной Windows какое-то время не будет. Подробных разъяснений ещё нет, но возможно также отключение Skype, OneDrive и других служб компании для русских пользователей. А также совсем не исключены сбои в работе Microsoft Office, причём лицензионные пользователи пострадают сильнее, чем "пираты". Это, кстати, вообще характерно для любой попытки играть с Западом по его правилам – и на бытовом, и на макроуровнях.
Итак, вы – торговец техникой. Вы закупаете её за доллары, за юани, за рубли по курсу – не суть важно. Но продаёте – за рубли. И даже главные акулы русского рынка перед лицом политической реальности – не более чем испуганные овечки.
И в одно непрекрасное утро вы осознали, что:
- поставки будут ограничены, по многим брендам прекращены;
- курс национальной валюты снизился в полтора раза за месяц;
- легальная "винда" может исчезнуть;
- покупать валюту стало очень накладно;
- покупатели готовы хватать что угодно, лишь бы их скромные накопления не сгорели совсем.
В общем, прилетел сферический чёрный лебедь в вакууме идеального шторма, и всё это похоже на белого северного зверька.
Ваши действия?
На внешнем рынке можно принимать разные решения, но в русских магазинах вы неизбежно повысите цены. Ибо торговца кормит оборот, свободный денежный поток у него невелик, и продав сегодня за 30 тысяч тот же ноутбук, который стоил 30 тысяч в январе, вы получите не 400, а 270 долларов – и, соответственно, закупить новую намеченную партию товара не сможете. Даже несмотря на то, что Китай не присоединился к санкциям.
Минное поле ценников
Но подорожание подорожанию рознь. Торговцы очень по-разному отреагировали на последние события. Мы посмотрели на несколько крупнейших профильных сетей Москвы и Подмосковья – "М.Видео", "Эльдорадо", DNS, "Ситилинк", на онлайн-продавцов Pleer.ru и OLDI, очень оригинально позиционирующего себя на своём сайте:
OLDI в Москве – это сеть из 1 фирменного магазина электроники, бытовой техники, комплектующих.
Эти сети контролируют заметную часть "офлайновой" торговли, то есть продаж в реальных магазинах. Понятно, что торговля постепенно уходит в интернет, но там продажников и перепродажников просто не счесть, всех не пересчитать.
Отметим, что Pleer.ru предлагает цену при доставке ниже, чем с самовывозом, но при этом сама доставка платная (50-300 руб.). Мы берём именно нижнюю цену, так как доставка не бесплатна, как правило, и у других продавцов.
"М.Видео" и "Эльдорадо" – по сути, один продавец (группа "Сафмар" Михаила Гуцериева, которому Царьград обязательно посвятит отдельное расследование), что подтверждается и одинаковыми ценами, и одинаковым наличием/отсутствием тех или иных позиций. Разночтение было лишь одно – в "Эльдорадо" смартфон Xiaomi оказался на 4000 руб. дороже, чем в "М.Видео", но карта магазина по удивительному совпадению обеспечивает скидку как раз на 4000 руб.
Мы взяли несколько ходовых моделей техники, на которые нет единой ценовой политики производителя (как это обстоит, например, с продукцией Apple или новыми моделями целого ряда брендов). К сожалению, практически невозможно сравнить ноутбуки – из-за того, что крупные ретейлеры, как правило, заказывают комплектацию "под себя", с уникальным кодом сборки. Поэтому два ноутбука из соседних магазинов, чей код отличается всего на одну букву, в чём-то не совпадают по комплектующим, а стало быть, и сравнивать их не совсем корректно.
Автор не ставил целью провести анализ рынка – просто хотел показать, насколько по-разному среагировали продавцы на потрясения рынка.
Мониторинг цен проводился 4 марта с 12:00 до 13:00 по московскому времени.
Что с того?
Все эти модели не очень новые – и закуплены были, несомненно, по сугубо докризисным ценам. При этом надо учитывать, что масштабы поставок у крупных (империя Гуцериева, DNS) и относительно мелких (поэтому и взяли OLDI) заказчиков совершенно разные, а значит, различаются и закупочные цены. Гиганты рынка могут позволить себе какое-то время держать если не докризисные, то хотя бы не сильно выросшие ценники именно из-за своих масштабов. То есть однозначно говорить, что какой-то продавец "социальный", а какой-то "жадный", надо очень осторожно.
В то же время разница в ценах слишком велика, чтобы её можно было оправдать только скидками производителей за опт. И да, следует признать, что социальная ответственность у торговых сетей очень разная. Поэтому Федеральная антимонопольная служба не имеет права ограничиваться одной лишь DNS, директор которого неуклюже попытался быть честным с покупателями вслух, почему и обратил на себя внимание.
Попытка торговца сорвать куш в критической ситуации объяснима. Но участие в олигополии (раздела рынка между малым числом участников) предполагает не только выгоды, но и ответственность. Вы задушили мелких конкурентов, вы подмяли под себя значимых игроков (где сейчас "Техносила", MediaMarkt, "Мир", "Телемакс", "Юлмарт", да хоть бы и "Евросеть"?) – вы несёте обязательства перед обществом. Никто не заставляет работать в убыток, но аппетиты иногда следует поумерить.
К сожалению, это понимают не все.
А значит, придётся объяснять.