Найти в Дзене
Импульс

Как учителю налаживать исследовательскую деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учеников – это часть образовательного процесса, в ходе которого ребята решают творческие и исследовательские задачи в разных областях науки. Они собирают информацию, анализируют материал и делают выводы. Исследовательская работа помогает выработать навыки коллективного творчества, работы в команде. В исследовательской деятельности может быть любое количество участников.

Как в идеале должен организовать исследовательскую деятельность преподаватель? Есть несколько вариантов.

• Первый уровень сложности: учитель объявляет детям проблему, стратегию и тактику ее решения. Дети самостоятельно ищут решение проблемы.

• Второй уровень сложности: учитель объявляет проблему, но методы ее решения дети подбирают самостоятельно. Разрешен коллективный вариант поиска метода решения.

• Третий уровень сложности – дети (ребенок) самостоятельно занимается постановкой проблемы, поиском методов ее исследования и решения.

При этом ученик реализует научные способы познания мира, а учитель управляет этими процессами. В ходе исследовательской работы ученик должен научиться распознавать и формулировать проблему, собирать и анализировать данные, вырабатывать стратегию дальнейших действий, составлять план, формулировать и проверять гипотезы. Финальным аккордом исследовательской работы становится оформление результатов своей деятельности и доклад. Учитель, наблюдая за работой ребенка, не навязывает своего мнения, он обучает некоторым приемам, координирует, направляет, вдохновляет.

Важным составляющим исследовательской деятельности является приобретение навыков работы с Microsoft Power Point. В ней чаще всего создаются презентации и доклады.
Время идеальной презентации не превышает 10 – 15 минут. Структура хорошей презентации выглядит так:

1. Название, имена авторов, руководителей, консультантов.

2. Цель работы.
3. Доказательство актуальности исследования.

4. Методы, использованные в работе.

5. Работа, результаты.

6. Выводы.

7. Благодарность.

8. Источники информации.

Для развития исследовательских навыков важно обеспечивать учащихся работой над самостоятельными проектами.

Проект – это творческая практическая работа межпредметного, монопредметного или внепредметного содержания. К сожалению, традиционное школьное образование не предусматривает частой работы учеников с проектами. Из-за этого не раскрывается творческий потенциал ученика, не формируются необходимые аналитические навыки.

Проектное обучение создает условия, при которых формируется мышление, помогающее учащемуся усвоить знания будущего. С помощью проектного мышления ученики:

• самостоятельно находят и постигают недостающие знания, работая с разными источниками информации;

• учатся применять полученные знания на практике;

• приобретают коммуникативные навыки, сотрудничая с другими группами учеников;

• развивают проектное и аналитическое мышление.

Суть проектного обучения заключается в том, что ученик, работая над проектом, познает и проживает реальные процессы жизни, максимально погружается в изучаемую область, проектирует и конструирует новые объекты.

Плюсы проектного обучения – самореализация, мотивация, вдохновение учащихся.

В школах надо как можно чаще давать задания ученикам на исследовательскую работу. Это поможет учащимся осознанно и глубоко изучить новый материл, научить защищать и отстаивать свою точку зрения, без боязни выступать на публике.

Как оценить степень успешности ученика, который выполнил проектную работу?
Самый главный критерий при оценке успеха ученика является общественное признание компетентности и состоятельности. Важно учесть, что положительной оценки должен удостоиться каждый ученик, который трудился над своим проектом, независимо от уровня полученных им результатов.