Исследовательская деятельность учеников – это часть образовательного процесса, в ходе которого ребята решают творческие и исследовательские задачи в разных областях науки. Они собирают информацию, анализируют материал и делают выводы. Исследовательская работа помогает выработать навыки коллективного творчества, работы в команде. В исследовательской деятельности может быть любое количество участников.
Как в идеале должен организовать исследовательскую деятельность преподаватель? Есть несколько вариантов.
• Первый уровень сложности: учитель объявляет детям проблему, стратегию и тактику ее решения. Дети самостоятельно ищут решение проблемы.
• Второй уровень сложности: учитель объявляет проблему, но методы ее решения дети подбирают самостоятельно. Разрешен коллективный вариант поиска метода решения.
• Третий уровень сложности – дети (ребенок) самостоятельно занимается постановкой проблемы, поиском методов ее исследования и решения.
При этом ученик реализует научные способы познания мира, а учитель управляет этими процессами. В ходе исследовательской работы ученик должен научиться распознавать и формулировать проблему, собирать и анализировать данные, вырабатывать стратегию дальнейших действий, составлять план, формулировать и проверять гипотезы. Финальным аккордом исследовательской работы становится оформление результатов своей деятельности и доклад. Учитель, наблюдая за работой ребенка, не навязывает своего мнения, он обучает некоторым приемам, координирует, направляет, вдохновляет.
Важным составляющим исследовательской деятельности является приобретение навыков работы с Microsoft Power Point. В ней чаще всего создаются презентации и доклады.
Время идеальной презентации не превышает 10 – 15 минут. Структура хорошей презентации выглядит так:
1. Название, имена авторов, руководителей, консультантов.
2. Цель работы.
3. Доказательство актуальности исследования.
4. Методы, использованные в работе.
5. Работа, результаты.
6. Выводы.
7. Благодарность.
8. Источники информации.
Для развития исследовательских навыков важно обеспечивать учащихся работой над самостоятельными проектами.
Проект – это творческая практическая работа межпредметного, монопредметного или внепредметного содержания. К сожалению, традиционное школьное образование не предусматривает частой работы учеников с проектами. Из-за этого не раскрывается творческий потенциал ученика, не формируются необходимые аналитические навыки.
Проектное обучение создает условия, при которых формируется мышление, помогающее учащемуся усвоить знания будущего. С помощью проектного мышления ученики:
• самостоятельно находят и постигают недостающие знания, работая с разными источниками информации;
• учатся применять полученные знания на практике;
• приобретают коммуникативные навыки, сотрудничая с другими группами учеников;
• развивают проектное и аналитическое мышление.
Суть проектного обучения заключается в том, что ученик, работая над проектом, познает и проживает реальные процессы жизни, максимально погружается в изучаемую область, проектирует и конструирует новые объекты.
Плюсы проектного обучения – самореализация, мотивация, вдохновение учащихся.
В школах надо как можно чаще давать задания ученикам на исследовательскую работу. Это поможет учащимся осознанно и глубоко изучить новый материл, научить защищать и отстаивать свою точку зрения, без боязни выступать на публике.
Как оценить степень успешности ученика, который выполнил проектную работу?
Самый главный критерий при оценке успеха ученика является общественное признание компетентности и состоятельности. Важно учесть, что положительной оценки должен удостоиться каждый ученик, который трудился над своим проектом, независимо от уровня полученных им результатов.