Президент Путин в декабре 2021 г. сказал следующее:
В целом так называемая мусорная реформа, несмотря на все сложности, двигается. У нас ведь главная задача - решить эту проблему...
Однако позволим себе с ним не согласиться.
Поначалу - в далеких 2018-19 гг. (когда не было ни пандемии, ни спецопераций) - казалось, что мусорная реформа действительно стартует бодро. Планов было, как всегда, громадье, причем один лучше другого:
- приняли закон о вывозе мусора,
- начали говорить о том, что отходы надо перерабатывать, а не утилизировать,
- принялись создавать карту свалок,
- стали обсуждать необходимость формирования прозрачных и при этом доступных для населения и бизнеса тарифов на вывоз отходов,
- и вообще решили во многом ориентироваться на Европу...
В общем, цифровизация, декриминализация, стандартизация, экологизация и прочие -зации. И все это были не праздные лозунги: экологизация действительно важна, ведь многие российские города страдают от переполненных мусорных контейнеров или чадящих свалок, и декриминализация важна, ведь в мусорной отрасли с давних времен с давних времен ошивается множество подозрительных лиц, ведущих крайне деятельность. Этому в свое время даже посвятили целый эпизод в знаменитом сериале "Следствие ведут ЗнаТоКи"!
Более того, начались совсем невиданные в современной России разговоры - эксперты стали хвалить Советский Союз: видите ли, и бутылки народ сдавал, и макулатуру пионеры собирали, и пакеты полиэтиленовые берегли, и за молоком со своими бидонами приходили. Просто идеальное общество с точки современных экологов!
Эх, такую страну потеряли!..
А что же мы имеем сегодня? А сегодня мы имеем следующее.
- По-прежнему никто не знает, сколько отходов в стране образуется. Да-да, несмотря на все дроны, вебкамеры и блокчейны, объем мусора в России до сих пор великая тайна. Кто-то говорит, что с каждого гражданина получается 400 кг отходов в год, кто-то - что 500, а кто-то отмечает, что "средние по больнице" величины не имеют смысла и что москвич в этом плане сильно отличается от жителя деревни на берегу Байкала. Кто что перерабатывает и кто что получает из пищевых отходов, старых тканей, отслуживших свое покрышек и использованных пластиковых упаковок - наши чиновники также не знают.
- Компании, занимающиеся сбором, утилизацией и переработкой отходов, до сих пор не предоставляют публичную отчетность. Что, где, когда, почем - простые люди как не знали, так и не узнают. Причем нельзя говорить, что бизнес опять виноват. Многие компании хотели бы и предоставлять такие сведения и вообще быть более открытыми, но соответствующие органы до сих пор не разработали соответствующие формы отчетности, а федеральная схема обращения с отходами также до сих пор не готова (что, конечно, не мешает чиновникам получать зарплату).
- Пункты 1 и 2, впрочем, меркнут на фоне пункта 3: законодатели до сих пор четко не прописали в законах самые базовые понятия, например, чем отличаются отходы от вторичных материальных ресурсов, а также явно пытаются выдать сжигание мусора за его переработку (видите ли, это не примитивное сжигание, а высокотехнологичная энергетическая утилизация). С промышленными отходами также сплошная путаница.
- До сих пор нет понимания, ради чего затеяна реформа. Но судя по всему, точно не ради экологии (свалки все также горят) и точно не ради экономии (если бы было желание сэкономить, то у нас не строили бы мусоросжигательные заводы для сжигания пластика и картона, а поддерживали бы предпринимателей, занимающихся рециклингом, и устанавливали бы контейнеры для раздельного сбора).
Что в итоге? В итоге красноречивые заголовки в прессе:
3 года реформы - и такие неутешительные результаты.
Здесь хочется задать много вопросов чиновникам о том, как так вышло, кто понесет ответственность, когда будет исправлена текущая ситуация, но задавать эти вопросы, кажется, никто не будет, ведь сегодня россиян волнуют совсем другие проблемы... Миллионы тонн ценных отходов - цветных металлов, полимеров, тканей, бумаги - продолжат пропадать на российских свалках и полигонах, а мусорная мафия соответственно продолжит процветать.