Каждый год в серафиминой традиционной семье подготовка к Пасхи начинается в четверг. В чистый четверг. Её семья традиционная, потому что работает отец, а женщины и дети сидят дома. Именно поэтому есть возможность готовиться к Пасхе всей семьёй, в том числе и в будний день.
Сегодня Серафима завтракала перед школой, поэтому, зайдя на кухню, застала бабушку - она в большом ведре замешивала тесто. Серафима сглотнула слюну. Пост ещё не закончился, а на столе было приготовлено свежее масло, молоко, яйца.
"Серафима, твоя овсянка уже почти остыла, что ты так долго возишься в своей комнате?"
"Да, я это... проспала..."
"Что, и утренние молитвы не читала?" - сурово спросила бабушка.
Серафима понурила глаза стала прятать голову в плечи. Она почувствовала себя страусом.
"Ясно всё с тобой! Вставай и читай хотя бы правило Серафима Саровского"
(Правило Серафима Саровского - сокращённые молитвы, которые православные верующие читают вместо обычно -прим.автора)
"Я же в школу опоздаю!"
"Не опоздаешь, просто не будешь завтракать, а в другой раз, проснёшься во время!"
Серафима вздохнула и пошла к красному углу...
"Повздыхай мне! Смирись и молись!"
Серафима затараторила "Отче наш".
"Ну куда ты так спешишь? Произноси чётче, думай о словах, которые говоришь."
Серафима стала говорить медленнее, теперь она спотыкалась на каждом слове. Наконец, правило было вычитано. Она взглянула на часы и жалостливо воскликнув: "Бабушка! Меня опять ругать будут за опоздание!" - побежала в холл одеваться в школу.
"По дороге домой зайди в храм к отцу Георгию, он обещал нам просфоры с Литургии оставить"
Серафима уже была в дверях, но постаралась запомнить последнюю фразу бабушки. Она всё ещё чувствовала себя десятилетним ребёнком, когда с ней общалась, а на самом деле в эту пасху справляет своё шестнадцатилетние. Да, в этом году Пасха ранняя и Серафиме повезло - первый раз в жизни её день рождение не выпало в пост. Ей даже разрешили позвать одноклассников в воскресенье и после четырёх вечера посидеть за чаем с куличами и тортом. Папа обещал привезти в субботу.
Папа у Серафимы был дальнобойщиком и очень любил дочку. В отличие от бабушки он не был так сильно "воцерквлён", но православные традиции выдерживал и, даже, иногда ходил в церковь на службу. Хотя мама и была против празднования её дня рождения, но отец разрешил. Серафима беззаветно его любила.
День за уроками прошёл быстро. Девушка училась хорошо. Была отличницей в своём небольшом классе сельской школы. После уроков, извинившись перед подругами, побежала к отцу Георгию. День выдался хороший и солнечный, пели птицы, недавно расцвели вишни и яблони (события происходят на юге России - прим.автора). Всё благоухало. Так и хотелось погулять подольше на улице. Но сегодня чистый четверг, поэтому дома надо быть как можно раньше: будут печь куличи, красить яйца, делать Пасху. Серафима любила это занятие. Своим подругам она приготовит по маленькому узелочку, вот они обрадуются. Лучшее тесто в деревне делала только её бабушка.
А самое завораживающее и интересное: гоголь-моголь. Его потом много остаётся и пока бабушка не видит, можно поесть тайком этого скоромного блюда со стенок тазика.
"Мама, бабушка, я дома", - закричала Серафима переступив порог.
"Скорее поешь кутью и начинай помогать," - сказала мать, указывая заглянувшей на кухню Серафиме на тарелку с рисом и курагой. Голодная девушка быстренько помыв руки и махнув перед иконой рукой, нарисовав ей что-то похожее на крест, схватила ложку и начала кушать. Конечно же мама сделала замечание, что она креститься слишком быстро. Ну, и ладно. Мама - не бабушка, только журит.
Всё уже было готово: тесто подошло, а формы смазаны маслом, печь растоплена. Серафима быстро поела и начала помогать матери раскладывать по формам тесто громко рассказывая о событиях в школе.
"Тише, тише говори, а то бабушка услышит, заставит тропари петь. А у меня уже горло устало. С утра поём, " - сказала мать.
Серафима стала в полголоса рассказывать про сороку, учителя физики и ещё про лёгкую контрольную работу.
Тесто было разложено по формочкам.
"Ну, пусть подходят, " - сказала мать и накрыла полотенцем. Пошла проверять печку
"Мам, а кто гоголь-моголь делать будет, папа же в рейсе"
"Вот не подумала... у нас миксер же снова сломался... А как он в прошлом году делала?
"Он брал дрель, и венчик от миксера туда вставлял и взбалтывал"
"Ох, я не справлюсь!"
"Давай, я попробуй!" - оживилась Серафима предвосхищая процесс создания любимого гоголь-моголь.
И мать разрешила. Серафима в припрыжку побежала в мастерскую за отцовской дрелью. Через минуту она уже была во все оружие; большая ёмкость - пластиковый мерный стаканчик; белки, отделённые от желтков - приготовила мать; венчик от миксера; кадка с сахаром; удлинитель; и, наконец, дрель.
Не долго думая Серафима вставила венчик в дрель, смешала все ингредиенты в мерном стаканчике, вставила вилку от дрели в розетку, поднесла венчик к содержимому в стакане и нажала кнопку: "Power". Что тут началось!!!
Мать только успела отпрыгнуть. Ёмкость кружила на венчики и дрели. Её было не поймать, содержимое разлеталось по всей кухне: на стол, фартуки, двери, окна, шторы (замечу только что новые: чистенькие и поглаженные), печку, заготовки куличей.
Серафима напугалась. Она начала ещё сильнее давить на кнопку "Power", но обороты метательного снаряда усиливались, а гоголь-моголь всё быстрее разлетался по кухне. Что делать?
Глаза Серафимы становились всё больше. Что-то надо сделать. Серафима попыталась выключить одной рукой дрель из удлинителя. Но вилка крепко засела в месте соединения.
"Мама, потяни!" - закричала Серафима, пытаясь кинуть матери шнур, но болванка на дрели не давала ей это сделать.
Мать крикнула: "ААА. Серафима, я боюсь!"
На их крики прибежала бабушка. "Что случилось? О, Господи, Христе" - закрестилась она.
Ёмкость с гоголь-моголем продолжала крутиться и разбрызгивать его вокруг себя. Вот уже и вся бабушка оказалась в скоромной (не постной, то есть той, которую в пост не едят. - прим. авт.) субстанции.
Серафима начала продвигаться к розетке, продолжая судорожно сжимать дрель, от чего обороты только увеличивались.
Наконец, девушка добралась до цели в выдернула шнур удлинителя. Почти пустой мерный стаканчик слетел с венчика и угодил прямо на голову кота. Васька подпрыгнул от неожиданности. Оказавшись облитым гоголь-моголем замер и начал слегка слизывать с себя его остатки.
И тут Серафиму прорвало.
"Ты чего смеёшься! Сегодня такой день, завтра Господа распнут, а ей смех," - начала отчитывать её бабушка.
Но Серафиму было не остановить. Она смеялась и смеялась. Каталась по по полу, который, кстати был в гоголь-моголе, поджимала ноги и хваталась за живот.
"Серафима, да встань ты, - пыталась унять истерику дочери мать - смотри, всю школьную форму изваляла. Вот, нет чтобы переодеться перед стряпнёй. Разве тут фартук спасёт"
От этих слов Серафима стала смеяться ещё сильнее. Наконец, плача от смеха, она села на табурет и стала пальцами показывать на кнопку "Power". "Понимаете, - давилась она смехом, - понимаете, мне надо было просто палец убрать с кнопки и всё бы закончилось, а я, а я - смех снова брал над ней верх, - я жала дальше!"
Тут прорвало мать, она поняла, что имела ввиду дочь. Они стали смеяться вместе. Бабушка, не понимая, что происходит продолжала креститься на иконы, думая, что девок попутал бес.
"Ой, ой не могу!" - кричала мать.
Через полчаса женщины, всё же пришли в себя. Отёрли слёзы и объяснили напуганной бабушке, о чём они смеялись, рассказав все действия в деталях. Тут прорвало бабушку... Как повёл себя отец, вернувшийся из рейса, вы, наверное, догадались. Всем было весело.
Чистый четверг продлился ещё год, так как за раз кухню отчистить не удалось. И даже через несколько лет, когда делали ремонт на кухне, за плитой и печкой тоже были найдены следы серафиминого миксера.
Чтобы получать последние сообщения канала, подписывайтесь на Telegram