От тихого слова целительницы Федосьи и до звонкой потешки правнука
Мы много рассуждаем о смысле жизни, сводя его к успешности, получению наград и званий, но порой полнота счастья оказывается совсем в ином, и этим иным является семья и род. Философ Г. С. Сковорода говорил: "Познай свой край … себя, свой род, свой народ, свою землю - и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности. Ты дашь ему продолжение, проторив тропинку, с той тропинки уже двинулись в жизнь твои потомки. И будешь ты".
И я представляю читателю семью из Малых Карзей, которая видит смысл жизни в сохранении своего рода, укреплении семейных связей. Как дерево держится на корню, так и каждый род держится на старейших его членах. Глядя на миниатюрную, седовласую долгожительницу Ф. В. Скрипову, окруженную родственниками, я ощущаю что - то светлое, умиротворенное, словно благодать, сошедшая на эту семью, просачивается и в мое сердце. Федосья Васильевна (1931 г. р.) уже не передвигается самостоятельно и не слышит, но разговаривает и радушно приветствует меня.
Сестра без брата - завядшая хворостина
Рядом с ней у изголовья расположился брат. Федосья дрожащей рукой гладит его по колену и ласково говорит: "Брат мой, Боренька". Борис Васильевич Могутов (1946 г. р.) рассказывает о семье родителей:
- Семья наша жила в д. Ильчигулово. Мама, Елена Михайловна, трудилась разнорабочей в колхозе имени Сталина, а папа, Василий Данилович, был кузнецом. Кузница стояла на берегу, и мы частенько бегали к нему. Кузнец считался не последним человеком, поэтому мы жили немного получше других, но тоже голодали - было у родителей шесть детей: Нина, Нюра, Людмила, Федосья, Леонид и я. По всему лету ягоды собирали и относили в обеспеченную семью, где за лукошко давали стакан муки. Наелись мы вволюшку пиканов, лебеды, крапивы да редьки. Сызмальства работали на колхозных полях: пололи, волокуши возили, гребли.
Федосья окончила три класса, а в 14 лет ее определили в доярки. На ферме уже работала старшая сестра Людмила. Доили вручную, сами воду носили, сами на лошадях силос возили и навоз. Молоко в ледник тоже сами на коромысле носили. Доставалось дояркам! Так Федосья и проработала всю жизнь на ферме.
Сам я окончил семилетку, выучился в Свердловском на тракториста. 20 лет руководил тракторной бригадой и десять лет был бригадиром по обслуживанию животноводческих ферм. Имею почетное звание "Заслуженный работник сельского хозяйства", являюсь ветераном труда. Супруга, Галина Феофановна, трудилась бухгалтером в совхозе "Урал". Родили мы троих детей: Александра, Наталью и Светлану, имеем внука Виктора и правнука Мишу.
Добрый сын всему свету мил
К разговору присоединяется Иван Николаевич, сын Федосьи:
- Маме было 30 лет, когда она впервые вышла замуж. Отец, Николай Иванович, всю жизнь трудился трактористом на К-700: пахал, сеял, боронил, навоз с ферм вывозил…Мой дед Иван тоже с трактором не расставался. А я с десяти лет начал с отцом по полям ездить. Даже на комбайне СК -3, что без кабины, удалось поработать. Отец меня всему и обучил, так я и прикипел к земле. Окончив восьмилетку, выучился на тракториста.
Детство Иван вспоминает с особой теплотой. Хоти и много трудились, но как - то всё было само собой, и давалось легко: пас гусей и уток, помогал по огороду, управлялся со скотиной…Мама говорила всегда спокойно, тихо, потому в семье всегда царил мир. А как пахло в избе горячим хлебом, картофельными шаньгами, испеченными в русской печи!
Яркими картинами запечатлелся в памяти покос:
Сенокос - в колхозе праздник,
Звон у каждого двора.
Сколько смеха, шуток разных!
Лихо скачет детвора.
Вилы, грабли, косы, косы,
Будто ружья на плечах.
Знают кони путь к покосам,
Рвут поводья сгоряча.
(В. Герасимов)
Сядут взрослые с ребятишками на телеги и запоют озорно да весело. Сначала выкашивались совхозные луга, а на личных покосах трудились уж поздними вечерами, уповодками, как могли.
Запомнились Ивану и праздники. Мама мастерски играла на балалайке и пела озорные частушки. Далеко по деревне звенел ее голос.
А ещё Федосья Васильевна обладала даром врачевания, передавшимся ей от матери. К ней за помощью приходили и приезжали со всей округи. Привозили маленьких детей даже из Екатеринбурга. Она правила головы и поврежденные спины.
- Есть у нас в роду, - продолжает рассказ Иван Николаевич, - свои Ромео и Джульетта. Так прозвали мою старшую сестру Надежду и ее мужа Михаила, которые до замужества дружили целых шесть лет и прослыли красивой, влюбленной парой. Любили вместе гонять на мотоцикле. Только заслышат люди, что едет мотоцикл, сразу говорят: " А, так это Ромео с Джульеттой едут!".
Надежда Николаевна работала няней в садике и техничкой в школе. Михаил Анатольевич трудился электриком. Они родили и воспитали сына Александра и дочь Любовь. Сейчас их радует внучка Юля.
Кому свекровь — свекровушка, а мне мать родная
Иван Николаевич служил в Забайкалье в пограничных войсках. Его часть располагалась недалеко от п. Кокуя, где и проживала девчонка, овладевшая сердцем пограничника. Как - то Иван отправился в поселковый магазин, а там находились мальчишки, которые попросили у него фуражку и с интересом рассматривали ее, примеряли. В это время в магазин вошла симпатичная девушка: высокая, черноволосая, с весёлыми живыми глазами. Она не смотрела в сторону солдатика, а он заинтересовался незнакомкой и выяснил у мальчишек, что девушка приходится им сестрой. Иван через братьев и познакомился с Евгенией, начал ухаживать.
Евгения Егоровна воспитывалась в многодетной семье, состоящей из десяти детей. Увлекалась легкой атлетикой, прыжками в длину. Не раз становилась победителем спортивных соревнований. Окончив восьмилетку, выучилась на токаря - револьверщика и устроилась на судостроительный завод.
В 1984 году, отслужив и съездив на родину, Иван Николаевич принимает решение и возвращается за любимой. Вот как об этом рассказывает Евгения Егоровна:
- Я очень переживала, когда Ваня уволился, ждала его, тосковала. А он писал мне письма, прислал плюшевого медведя. И, когда приехал за мной, я, не раздумывая, согласилась на переезд, правда в поезде поревела, прощаясь с семьей, с родными местами.
Зашла в дом Вани, а нас встречает свекровушка: маленькая, худенькая, а глаза добрые. Обняла меня, а я ее выше на две головы, и такая нежность к ней появилась. Вот так и живем вместе почти сорок лет. Начала я работать комендантом в совхозе "Урал", потом трудилась нянечкой в ильчигуловском детском саду, а потом и подменным воспитателем, но уже в малокарзинском садике. У нас с мужем трое детей: Сергей, Елена, Наталья, а сейчас уже и четверо внуков: Артем, Яна, Кирилл, Алеся. Все мы - большая крепкая семья, в которой поддерживаем друг друга.
Ну а семейный очаг возглавляет старейшина рода - Федосья Васильевна! Мне видится, как она держит на коленях одного из правнуков и, играя с ним, напевно произносит:
-Этот пальчик — дедушка,
Этот — моя бабушка,
Этот пальчик — мой отец,
Этот — моя мама,
А этот пальчик — это я!
А это вся моя родня!
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает
После нашей беседы Евгения Егоровна угостила всю честную компанию горячими картофельными шаньгами с ароматным чаем. За столом домочадцы стали вспоминать курьезные моменты из истории семейной жизни. Мы от души смеялись, и, казалось, даже стены дома встрепенулись, вспомнив о тех событиях. Как- то теплей и светлей стало. А вместе с тем я вспоминаю Чехова, сказавшего: " В семейной жизни главное - терпение. Любовь долго продолжаться не может". Многие годы Евгения Егоровна ухаживает за обезножевшей свекровью, содержит большой дом в чистоте, является помощницей мужу, участвует в жизни детей и внуков, а в глазах живой блеск и задор. Иван Николаевич тоже добродушен и весел. А сколько достоинства и стати в тихой улыбке Бориса Васильевича… И все они - родные люди, для которых семейными ценностями являются: терпение, прощение, ответственность и смысл. А в такую семью и счастье дорогу не забывает!
Татьяна Костырева
2022 г