Найти тему

Как работает сенсорный сад

Сенсорный сад – отличный инструмент для детского психолога. Для чего он нужен? Можно просто пустить ребенка поиграть с галькой, а самому отдохнуть. А можно и поработать с проблемами ребенка. ⃣Первые, кому может помочь сенсорный сад, это дети с нарушениями сенсорной интеграции.

У человека есть сенсорные системы. Их много и им хорошо бы работать согласованно. Глазами мы видим, куда делаем шаг. Благодаря хорошо работающему вестибулярному аппарату, определяем, как расположены в пространстве. Кожей и нательными волосками чувствуем, каким колючим пледом нас угораздило укрыться, пробуем температуру воды в ванной.

У некоторых людей с особенностями развития сенсорные системы работают неправильно или не работают вовсе. Из-за этого человек не воспринимает цельную картинку мира. При легких дисфункциях сенсорной интеграции  у ребенка есть проблемы с саморегуляцией, а если нарушения серьезные, тогда это тяжелые нарушения когнитивных функций.
При этом потребность в получении информации о мире никуда не пропадает, и у детей, страдающих сенсорной дезинтеграцией, проявляется сенсорный голод. Они постоянно пытаются попробовать все окружающие предметы на зуб, могут полчаса напролет пересыпать песок из ведерка в ведерко, вертеться вокруг своей оси, вскакивать с места, посидев всего 5 минут, кусать пальцы или губы.

В сенсорном саду мы даем таким детям недостающую их телу информацию в максимально концентрированном виде — дети не должны оставаться голодными. При регулярной интенсивной нагрузке сенсорных систем ребенка происходит их развитие и компенсация. Образуются новые нейронные связи, которые дают толчок к качественному скачку в развитии нервной системы.

Кроме этого песок, галька, солома, кора — все это отличное поле для игровой деятельности, включающей в себя все уровни развития игры: от предметно-манипулятивной до сюжетно-ролевой. Само взаимодействие с этими сенсорными материалами несет в себе психотерапевтический эффект.

При психотерапевтической работе с детьми без серьезных нарушений сенсорных систем, сад можно использовать как пространство для игровой психотерапии.

При психотерапевтической работе с детьми без серьезных нарушений сенсорных систем, сад можно использовать как пространство для игровой психотерапии. Во время проигрывания различных важных для ребенка сюжетов в игре происходит их переосмысление, разрешение конфликтов, проживания важных эмоций.


Все эти направления работы можно реализовать, используя сенсорный сад как основу для развивающих игр.


В зависимости от того, с какими особенностями приходит ребенок, можно по-разному организовывать занятия. Выбор стратегии зависит от возможностей ребенка, его сильных и слабых сторон, от того, какую задачу ставит перед собой педагог.