Текущие события влияют на все рынки, в том числе, конечно, и на туристический. Сообщается, что из России уходят два крупных сервиса, связанных с бронированием жилья – Airbnb и Booking.com. Ситуация вроде бы печальная – это крупные проекты, которыми пользовалось большое число жителей России как во время своих путешествий внутри страны, так и в заграничных поездках.
То есть кажется, что это однозначно плохо – особенно для тех, кто реально привык к этим сервисам, будучи их постоянным пользователем. Однако есть и другие мнения. Скажем, тот же Booking.com не так много недотягивал до монопольного положения на российском рынке – по разным оценкам, на этот сервис приходилось от 60 до 85 процентов бронирований отелей и апартаментов в стране.
Ещё в августе 2021 года ФАС оштрафовала – сразу на 1,3 млрд рублей – этот сервис за навязывание отелям своих условий. Точнее говоря, за невыполнение предписаний регулятора. Само предписание появилось ещё в конце 2019 года.
Речь о том, что в договорах с отелями Booking.com требовал соблюдать "паритет цен" – а в ФАС посчитали неправильным, что отели после подписания таких договоров не имели права на других сервисах и у себя на сайтах указывать ценник ниже, чем на Booking.com.
Надо так понимать, что отели платили ещё и немалые проценты за услуги сервиса, так что если почитать сейчас то, что говорят на специализированных форумах и в комментариях к новостям, то вывод можно сделать однозначный – многие рады.
Когда ФАС только сообщил о штрафе (и предписал убрать пункт о "паритете цен"), представители отрасли уже говорили – такое решение как минимум повысит конкуренцию среди агрегаторов, что может стать причиной и понижения цен.
Сам же спорный пункт договора с отелями был убран только в декабре 2021 года, но на решение Арбитражного суда, как видим, это не повлияло – штраф оставили в силе. Руководство Booking.com выразило несогласие, но подтвердило, что теперь придётся заплатить.
Вообще платить штрафы этой компании не привыкать. Скажем, в октябре прошлого года в Париже Booking.com приговорили к штрафу в 1,2 млн евро за несоблюдение местного туристического кодекса, а точнее, за то, что компания не предоставила местным властям информацию о количестве людей, которые собственно пользовались её услугами непосредственно в Париже.
Всё же у российской ФАС явно был более серьёзный повод для претензий. Хотя, к слову, пока информации о выплате российского штрафа в лентах новостей найти не получается – был он выплачен или нет, непонятно. Как непонятно и то, повлияет ли уход с российского рынка на обязательство компании выплатить этот штраф или теперь уже можно забыть, как говорится.
На вопрос о том, почему именно такая сумма штрафа, ответ простой – суд рассчитывал его исходя их данных о выручке компании за 2018 год. Выручка Booking.com – то есть сумма, которую сервис заработал в России за эти 12 месяцев – составила 11,3 млрд рублей.
Честно говоря, не хочется делать выводы о том, много это или мало. Если верить прессе, то на российский рынок на тот момент приходилось менее полутора процентов всей выручки Booking.com – то есть сумма в масштабах всего бизнеса небольшая. Но в масштабах российского рынка – наверное, не очень маленькая.
Интересно, что вся эта история по времени совпадает ещё и с увольнением из Booking.com одномоментно почти 3 тысяч сотрудников. Известно об этом стало буквально 12 февраля этого года, когда руководство компании сообщило, что 12 из 14 центров обслуживания клиентов перейдут к другой фирме (на аутсорс). Себе Booking.com оставил только два центра – в родном Амстердаме и в Манчестере.
Но вернёмся к нашей ситуации. Что же теперь делать российским туристам и путешественникам на Booking.com? Пока на сайте сервиса исчезла возможность искать и бронировать объекты размещения внутри России – то есть россияне в общем-то могут бронировать что-то заграничное, если надо. А вот иностранцы (да и наши) что-то забронировать в России не смогут.
Ну и что касается второй новости. Уход из России сервиса Airbnb – не окончательный как минимум, если вообще можно говорить об уходе. Информация по этому поводу появилась после сообщения гендиректора компании о том, что приостанавливается деятельность в России и Белоруссии. Причиной он назвал невозможность проводить оплату с территории России, в остальном на момент написания этой статьи всё работало.
А вот никаких "таких историй" с Airbnb вроде бы нет и при этом проект считается как минимум "локомотивом" рынка краткосрочного жилья – не столько в России, сколько вообще в мире. Хотя в любой стране снять квартиру "посуточно" – не такая уж проблема. Собственно, сейчас найти их можно на том же Booking.com и подобных агрегаторах, а для российского рынка есть специализированные местные сервисы, да и крупные сайты объявлений также имеют соответствующие разделы.
Другой вопрос, что те, кто сдавал свои квартиры с помощью этого сервиса, наверняка не очень рады сложившейся ситуации – многие говорят о понятном интерфейсе, возможности составлять расписание занятости сдаваемых квартир и прочих удобных "фишках" работы с сайтом.
Но пока, судя по новостям, можно ожидать, что Airbnb не будет резко рвать с Россией и продолжит свою работу. А вот как поведёт себя Booking.com – это, как говорится, надо посмотреть.
И в конце хочется вспомнить один момент – когда в августе прошлого года обсуждалась вся эта история, активно говорилось о создании российского государственного аналога Booking.com, который бы выиграл конкуренцию за российских пользователей. Впрочем, разговоры эти шли и раньше, а под их шум, в принципе, развивались вполне неплохие российские агрегаторы. Проще говоря, забронировать номер в парижском отеле из России можно и сейчас – без сайта Booking.com.
***
Все изображения можно увеличить, кликнув по ним. Все иллюстрации в статье - booking.com, airbnb.com, pixel.com. Если вам понравилось, ставьте лайк или подписывайтесь на канал!