Найти тему
Антон

КОНЦЕПЦИЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ

Концепция управления, исходящая из неравенства человечного

достоинства людей, оставляет на одном полюсе общества кланы

абсолютных рабовладельцев, для которых все остальные люди —

средство удовлетворения их похотей и потребностей; а на другом

полюсе — абсолютно отверженных, кому абсолютные

рабовладельцы отказывают даже в малой мере в их человечном

достоинстве («говорящие орудия», «рабочий скот в облике

человеческом» и т.п.). Между этими полюсами — иерархия

внутрисоциальной безнаказанности за вседозволенность и

беззаботность, т.е. за действия, которые “низшие” в ней

возпринимают как ущерб, наносимый им “высшими”. Эту

концепцию и передает Библия из поколения в поколение.

Теоретико-мемуарно такое воззрение вседозволенности

выражено во второй главе книги Екклезиаста. И хотя глава

заканчивается смертным приговором библейской концепции, тем

не менее творить вседозволенность в безнаказанности для многих

соблазнительно, и рецидивы рабовладения де-факто возникают в

библейской цивилизации и в XX веке, несмотря на отмену

рабовладения де-юре.

А с началом научного прогресса возродилась память об ошибке

Атлантиды, не понятой в качестве ошибки: мечта о создании

человеком «гомункулуса», «голема», «зомби» — биоробота,

подобного человеку, способного его заменить в работе, стада

которых можно было бы вседозволенно запрограммировать на

всё.

В экономике вседозволенность проявляется как господство

ростовщического паразитизма банковских кланов,

безответственного за инвестиционную политику и культуру

производства; проявляется в монопольно высоких зарплатах

(доходах) профессиональных управленцев по сравнению их с

прочими категориями трудящихся. Это и многое другое привело

ко множеству внутрисоциальных антагонизмов, вылившихся в

глобальный биосферно-экологический кризис: антагонизм

общества и биосферы.

Концепции, построенные, исходя из вседозволенности

концептуальной власти, обладают свойством: последствия ошибок

и преступлений “высших” всегда вынуждены расхлебывать

“низшие” в иерархии профессионального подчинения. Снять с

себя гнет вседозволенности “высших” в загоне библейской

цивилизации можно только двумя путями:

· либо подняться вверх по иерархии внутрисоциальной

безнаказанности,

· либо уйти в “непримиримую оппозицию” и творить

вседозволенность вопреки своему социальному статусу,

определяемому концепцией. Последнее в любой толпо-

“элитарной” концепции считается преступным и преследуется

по закону и без закона.

В условиях медленной смены социально значимых знаний по

отношению к смене поколений массовое недовольство безопасно

для такой концепции. Недовольство исходит из социальных слоев,

лишенных доступа к образованию и не имеющих свободного

времени, чтобы воспроизвести самостоятельно в течение жизни

одного поколения знания, необходимые для порождения условий,

в которых прежняя концепция управления “элитарно”-невольни-

чьего характера становится невозможной.

Кроме того, правящая “элита” всегда имеет возможность

купить лидеров непримиримой оппозиции живыми или

мертвыми, либо же спровоцировать бездумный бунт так, чтобы

его подавить было легко и просто. Даже если стихийный бунт

одерживает верх, то в течение срока жизни одного-двух

поколений в обществе образуется новая “элита”, которая придаёт

“элитарно”-невольничьей концепции новое обличье.

Продвижение же вверх по ступеням безнаказанности возможно

только через открытие проходов в разного рода

внутрисоциальных перегородках, разделяющих социальные

группы. Всегда есть конкурс желающих, поэтому правящая

“элита” имеет возможность выбора угодных ей претендентов.

Претенденты же стараются ей угодить. Пока они верят в личную

возможность иерархического роста, их можно кормить

обещаниями, ничего реально не давая. Когда их вера иссякнет, их

можно наградить, вытереть о них ноги, показать другую

“конфетку”, за право созерцания которой они будут ещё долго

служить также безропотно. Поскольку социальная стратификация

в своей основе имеет профессионализм в общественном

объединении труда, то открытие внутрисоциальных перегородок

— это предоставление возможности избраннику обрести некое

знание и навыки из запасов, хранимых и накопляемых в

иерархически высших профессионально-клановых системах. Если

кто-то самочинно порождает знание и навыки, ранее неизвестные,

то они приобщаются к этим запасам либо вместе с автором, либо

без него, хотя, возможно, что после смерти автора возведут в ранг

не признанных современниками гениев.

Поскольку в условиях медленного обновления знаний

доминирует загрузка в память сведений и навыков, а не обучение

мышлению, то в библейской концепции школа — это учеба

наизусть, а рост в системе социальных иерархий — это

прохождение посвящений: открытых — аттестаты и дипломы об

образовании и квалификации; и тайных — во всевозможных

масонских ложах, “творческих союзах”, “братствах” и т.п.; и

неявных по умолчанию (в тёмную) — когда человеку

предоставляют доступ к какой-либо информации,

принадлежность которой он не понимает, а изпользуя её в своих

целях, тем самым производит некие действия, отвечающие целям

“высших” в иерархии, в результате чего так или иначе

осуществляются цели “высших”. Но в каждом из этих случаев

индивида пропускают в “высшие” социальные группы в

зависимости от наличия в них свободных вакансий, так чтобы не

уронить при этом статус “высших”.

В основе устойчивости этой системы саморегуляции

цивилизации, позволяющей социальной элите лидировать прежде

всего в получении образования и/либо в потреблении продукции и

услуг, производимых в обществе, лежит определённое

соотношение эталонных частот биологического и социального

времени, о чём речь шла ранее: на протяжении жизни одного

поколения не происходит обновления множества социально

значимых технологий и навыков. Поэтому, один раз получив

квалификацию, можно жить ею всю жизнь без риска

дисквалифицироваться. В таких условиях, овладев один раз

социальными автоматизмами поведения, далее можно жить тем

более бездумно, чем выше человек в социальной пирамиде

вседозволенности.

С середины XIX по середину XX века цивилизация вступила в

новую фазу своей жизни. За это время произошло изменение

соотношения эталонных частот биологического и социального

времени:

Теперь за время активной жизни одного поколения людей

успевает смениться несколько поколений техники и

технологий.

В таких условиях человек для поддержания своего социального

и потребительского статуса вынужден всё время непрерывно и

самостоятельно воспроизводить свою квалификацию в

соответствие с потребностями в ней общества, изпользуя по

своему разумению данные ему возможности. Это явление тем

более массовое, чем свободнее конкуренция интеллектов. В таких

условиях вне системы явных, тайных и неявных посвящений по

умолчанию в обществе появляется разнообразное новое знание, на

основе которого его обладатели могут действовать более

эффективно, чем обладатели посвящений, тем более, что они в

своих действиях не связаны корпоративной дисциплиной.

При этом вне иерархий посвящений оказываются люди, чьи

культура мировозприятия, культура мышления, генетический

потенциал развития личности выше, чем культура

мировозприятия, мышления и возможности посвященных. И эти

люди, чуждые сложившимся иерархиям, являются носителями

знаний и навыков, о которых в иерархиях просто не имеют

понятия, как это сообщение ни опечалит многих

высокопосвященных в нечто. Сама иерархия посвящений в нечто,

созданная с целью поддержания потребительских преимуществ и

безраздельной власти меньшинства, в таких условиях теряет

контроль за разпространением информации в обществе. Потеря

контроля над разпространением информации в обществе есть

утрата власти, потеря управления.

Эпоха посвящений завершилась. Началась эпоха

самостоятельного понимания и по-человечному

целесообразной интеллектуальной деятельности.

В условиях современной энерговооруженности и

технологической базы цивилизации самоуправление в ней должно

быть восстановлено прежде, чем её глобальная катастрофа станет

неотвратимой. Это объективное обстоятельство, совместно с

неработоспособностью библейской концепции, принуждает

общество, вне зависимости от личных вожделений и привычек

многих, к смене концепции самоуправления цивилизации. При

этом, кроме всего прочего, необходимо иначе организовать

саморегуляцию макроэкономических систем так, чтобы

саморегуляция действительно осуществляла производство и

разпределение продукции и услуг в соответствии с

общественными потребностями биосферно-допустимым образом,

блокируя антибиосферные процессы, порождаемые обществом.