В последнее время очень часто слышно отсылки к роману Джорджа Оруэлла «1984». Многие наверное его прочли после событий 2020 года. Нельзя сказать, что роман разобран на цитаты, но в свое время – лет около 10 назад – я открыл его для себя, пытаясь найти первоисточник известной фразы «Большой брат наблюдает».
Роман безусловно представляет очень мрачную картину действительности, которая, к ужасу читателей, имеет много пересечений с действительностью настоящей. «Экран» теперь есть в каждом доме, и наш с Вами большой брат действительно наблюдает. А потом, по результатам своих наблюдений, предлагает чипсы по акции или что-то похожее.
Наверное, трудно бывает принять все изменения, которые внесли в нашу повседневную жизнь бурно развивающиеся технологии. Особенно людям, детство которых прошло в эпоху до интернета. Но прогресс – штука, которую невозможно развернуть назад. И да, «фантасты зачастую предсказывают будущее точнее, чем футурологи»(С).
Но в романе Оруэлла есть и большая надежда – недовольные системой люди, которые не хотят существовать в ее узких рамках. Есть возможность борьбы за свою свободу и независимость, есть перспектива.
Менее известный в широких массах роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» – роман- антоним «1984». Кстати, Олдос Хаксли – известный писатель и философ – несколько лет учил Джорджа Оруэлла французскому языку в Итонском колледже.
Если Оруэлл в своей антиутопии демонизировал тоталитаризм, и призывал всех с ним бороться, то Хаксли, наоборот, показал что может случиться с миром излишне комфортным и либеральным. И знаете что, последнее меня лично пугает гораздо сильнее. Во вселенной Хаксли все довольны происходящим и бороться больше не кому.
Действие романа разворачивается в свободном от всех проблем и неудобств мире. В идеальном обществе потребления. Люди производятся на заводах, адаптированными под профессию, которой в будущем будут заниматься. Кто-то посильнее физически, кто-то – интеллектуально. Институт семьи упразднен – все отношения свободны.
Не надо тратить лучшие годы на воспитание детей, преодоление материальных трудностей, работу над собой. Все бытовые проблемы так же упразднены. Люди почти не болеют и сохраняют отличную физическую активность до пенсионного возраста, потом просто «уходят». Никто не страдает по этому поводу, все заняты наслаждением «настоящим моментом».
Возможно, звучит упрощенно и примитивно, но если вдуматься в написанное, а потом оторваться от сюжета и оглянуться вокруг – становится невесело. По-другому начинают восприниматься все современные технологические эксперименты с человеческим телом и мозгом, ослабление традиционных ценностей, различные западные субкультуры и течения типа childfree и многие другие, о которых мы не будем сейчас говорить.
И ведь действительно, если вдуматься, полезная еда редко бывает очень вкусной. Приятное времяпрепровождение едва ли идет на пользу физической форме. Человек, помещенный в условия жизни, которые ему не свойственны, меняется, становится другим, приспосабливается. И вот главный философский посыл Оруэлла, на мой взгляд – что значит слово «человек»?
Это понятие чисто биологическое или социальное? Будет ли человек человеком, если поместить его в идеальный мир с отсутствием проблем, страданий, борьбы? И в чем первостепенная наша задача, как общества? Сохранить эту самую «человечность» или добиться какой-то другой цели – комфорта, всеобщего счастья и материального благополучия?
Хаксли противопоставляет всему этому «дивному новому миру» молодого парня, дикаря, который вырос в резервации, вдали от всех этих новоявленных ценностей. Менталитет пришельца близок нашему с Вами. И знаете что он сказал? Вот что:
Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзии, настоящей опасности, хочу свободы, и добра, и греха.
Параллели с известными сюжетами напрашиваются сами собой – не буду комментировать.
А Вы читали Оруэлла «1984» или «О дивный новый мир» Хаксли?