«Ни одного пфеннига для строительства броненосцев!» Удивительно, но этот лозунг был очень популярным в Германии в конце 1920-х годов. Выдвинула его коммунистическая партия, выступив в 1928 году за проведение референдума против строительства броненосцев. К октябрю активистами было собрано 1,2 миллиона подписей в поддержку этой инициативы. Сэкономленные же деньги КПГ предлагала потратить на социальные нужды, так как страна находилась в глубочайшем кризисе.
Публичная дискуссия по поводу военно-морского флота в Веймарской республике началась в конце 1927 года. Как известно, решением Версальского мирного договора милитаристские аппетиты Германии были сильно урезаны (особенно на море). В итоге, германский флот был сведен к 6 броненосцам, 6 легким крейсерам, 12 контрминоносцам и 12 миноносцам. Иметь подводный флот наказанной республике и вовсе запрещалось. Английская пресса не уставала троллить немцев по этому поводу и даже придумала издевательский термин «карманный флот».
Однако с середины 20-х годов расходы на армию и флот в Германии начали резко увеличиваться: если в 1925 году траты в этой отрасли составили 490,9 миллионов марок, то к 1929 году они почти удвоились и достигли суммы в 827 миллионов марок. Началось и выделение средств на так называемый новый «броненосец А». Его водоизмещение не превышало установленных Версалем норм, однако по вооружению линкор значительно превосходил броненосцы старого типа.
В истории финансирования строительства корабля лидеры СДПГ в очередной раз показали себя не с самой лучшей стороны. Первый бюджетный взнос на «броненосец А» был принят в рейхстаге большинством голосов в марте 1928 года. Однако депутаты от КПГ, СДПГ и Немецкой демократической партии голосовали против. После того, как рейхсрат наложил на законопроект вето, канцлер Вильгельм Маркс (Партия центра), решил отсрочить закладку броненосца до очередных выборов в рейхстаг, то есть на вторую половину 1928 года.
Вот как об этом вспоминал офицер Винценц Мюллер, который в том году был прикомандирован к военной секции Имперского архива:
«На выборах в мае 1928 года вопрос о постройке броненосцев сыграл большую роль. Число голосов, поданных за СДПГ, выдвинувшую предвыборный лозунг «Питание для детей вместо броненосцев», значительно возросло. В новом кабинете социал-демократы получили, кроме поста канцлера, еще три министерских портфеля. Однако социал-демократические министры, позабыв о предвыборных лозунгах, уже 10 августа 1928 года проголосовали за постройку броненосца».
Компартия Германии моментально использовала двуличие своих политических соперников. Практически на каждый митинг коммунисты изготавливали из дерева, картона и других материалов броненосцы, на которых писали имя Германа Мюллера (член СДПГ, и Рейхсканцлер в 1928—1930 годах) или лозунги, вроде «Никакой коалиции с броненосными социал-демократами!». Такие макеты появлялись на улицах Берлина, Гамбурга, Кенигсберга, Лейпцига, Киля и других пролетарских центров Германии.
Как бы то ни было, «броненосец А», он же «Deutschland» был спущен на воду 19 мая 1931 года. Конечно, антивоенная акция своей конечной цели не достигла, однако в борьбе с милитаристами коммунисты:
- раскололи СДПГ и забрали к себе многих убежденных пацифистов;
- нарастили поддержку в интеллигентских кругах;
- доказали свою последовательность;
- и провели серию самых запоминающихся и узнаваемых акций по всей Германии.
Даешь подписку на канал «Красный Фронтовик»!
Читайте также другие публикации канала:
Племянник Бисмарка, агитировавший воевать против Гитлера
Потерял руку в перестрелке, дрался с нацистами в рейхстаге, лишился зрения и слуха в гестапо, а расстрелян был в СССР
"Антифашистское Действие" и год его отчаянной борьбы с немецкими нацистами