Найти в Дзене

Если завтра война

События августа 2008-го года я встретил, будучи курсантом военного института. Традиционный летний отпуск 30 суток для тех, кто вовремя сдал сессию. Мне был 21 год, я перешел на 5-й курс и с нетерпением ждал выпуска. О военной операции по принуждению Грузии к миру я услышал по радио, сидя в кафе с бывшими одноклассниками. На следующее утро в полевой форме я явился в военкомат, чтобы получить новый ВПД и, досрочно окончив отпуск, вернуться в институт. Не скажу, что я был настолько наивен, что предполагал отправку курсантов для участия в этой операции. Нет, это больше надежда была. Понимал, что нет, но на всякий случай решил проверить. Дежурный по военкомату отправил меня пить пиво ещё 3 недели и велел не маяться дурью.

Я был молод и не имел ничего, кроме зубной пасты, бритвы и набора конспектов. Хотелось применить себя по назначению. Мы все к этому готовились. Но было рано. В 2014-м году я, уже будучи офицером запаса, попытался попасть на военные сборы. Тоже была надежда, что привлекут и послужу Родине. Тогда я уже был в статусе отца. У меня только-только родился сынок. Я нес ответственность не только за себя, а ещё и за супругу, и за своего сына. Но, несмотря на обязательства перед семьей, меня манило то, к чему меня так долго готовили. Вспоминая то, о чем думал, сейчас я могу сказать, что я перекладывал ответственность на государство, мол, если заберут, то это Родина так решила, а не я. Тогда тоже не срослось - я пришел в военкомат сразу после объявления о проведении сборов, не дожидаясь повестки, но нужное количество офицеров уже набрали, а взять меня на должность командира отделения или какого-нибудь стрелка они не могли. В этом году вновь объявили мобилизацию. У меня уже двое детей. Я сам стал старше и ответственность ни на кого не перекладываю. Повестку в этот раз даже не принесли.

Так вот, к чему я об этом рассказываю. В 2008-м году я стал невольным свидетелем траурной колонны в центре Волгограда, провожавшей в последний путь Героя России майора Дениса Ветчинова. Я тогда по местному ТВ видел сюжет с его супругой. Думал о том, как она теперь будет выживать вдвоем с маленькой дочерью. Положение офицера в обществе было не самым завидным. Для примера, мой начальник курса в звании майора со всеми надбавками получал меньшее денежное довольствие, чем мой отчисленный однокурсник зарплату, работая менеджером по продаже кондиционеров.

Мужчины в погонах жертвовали не только своими жизнями, но и судьбами самых близких им людей, рискуя оставить их и без того не большого дохода.

Сейчас всё изменилось. Представитель Министерства Обороны объявил о погибших ТОВАРИЩАХ. Вы же тоже это слышали? Он же сказал НАШИ ТОВАРИЩИ (я тогда не смог сдержать слезы). А президент позже озвучил суммы, которые будут выплачены семьям погибших и получившим ранения. Такого не было никогда. Таких сумм никогда не было. Моя супруга говорит, что никакие деньги не восполнят потерю мужа и отца (и я с ней согласен), но тем не менее размер компенсации говорит об отношении государства к тем, кто готов отдать за него жизнь.

Превью сюжета РИАновости
Превью сюжета РИАновости

Страшно не увидеть, как взрослеет твой ребенок, но ещё страшнее знать, что без тебя его жизнь наполнится проблемами и лишениями. Я очень рад, что времена, когда вдова военнослужащего или приравненного к ним оставалась один на один со свалившимися на неё проблемами ушли в прошлое.

Не обвиняйте меня только в меркантильности. Гражданский человек, быть может, этого не поймет, но военные точно знают, о чем я говорю.