Найти тему
Педсовет

Деструктивные лидеры в классе: кто они и как с ними бороться

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Деструктивные лидеры — это ученики, которые пользуются авторитетом у одноклассников, но применяют свои лидерские качества в разрушительных целях. Они расхолаживают ребят, провоцируют конфликты и травлю, попутно снижая успеваемость. Рассказываем, как выявить деструктивных лидеров и не дать им захватить власть.

Почему дети превращаются в деструктивных лидеров

По мнению педагога-психолога Елены Сухомлиновой, наиболее частые причины, по которым ребенок становится деструктивным лидером — это:

  • Проблемы в семье.

Нестабильная семейная ситуация — развод, домашнее насилие, серьезное заболевание или потеря близкого человека заставляют ребенка испытывать стресс и искать разрядки, что выливается в пассивную агрессию по отношению к сверстникам, отказ выполнять просьбы старших, даже некоторое желание мести.

  • Однообразная эмоциональная и интеллектуальная жизнь.

Школьник не ходит на дополнительные занятия, у него нет хобби или любимого дела, которое бы занимало его время и мысли. Поэтому деструктив служит для него чем-то вроде развлечения. Подростку нравится наблюдать, как работают его манипуляции.

  • Низкая самооценка.

Чаще всего, спровоцированная буллингом со стороны членов семьи. Такие дети пытаются компенсировать эту проблему, зарабатывая авторитет в группе, чтобы нарушать правила, провоцируя сверстников не уважать и не слушаться старших, которых воспринимают как угрозу или врагов.

Типы деструктивных лидеров

Деструктивных лидеров различают по характеру лидерства:

  • Неформальный.

Стремится самоутвердится за счет открытого противостояния педагогам, нарушения дисциплины и подталкивания к этому других учащихся.

  • Затаенный.

Подстрекает других к совершению деструктивных действий, а сам остается в тени. Чаще всего, является инициатором чьей-то травли.

  • Невольный.

Нарушает дисциплину, вступая в неуместные споры, дискуссии с учителем. Перебивает и вносит, как ему кажется, важные «дополнения».

И по направленности их действий:

  1. «Болтун».

Ребенок привлекает одноклассников своей коммуникабельностью. Но тем самым заставляет их постоянно отвлекаться от учебы и бросать дела ради сомнительного общения. Скажем, пересказывает соседу по парте фантастический фильм во время объяснения новой темы.

  1. «Дезинформатор».

Школьник перевирает слова учителей и провоцирует асоциальное поведение. Например, если учитель уходит и дает классу самостоятельную работу на время своего отсутствия, «дезинформатор» убедит ребят, что задание можно сделать и дома, и организует массовый прогул.

  1. «Провокатор».

Ученик нарушает дисциплину и учебный процесс, провоцируя конфликты между детьми. При возникшем споре между одноклассниками будет «подливать масло в огонь» и пытаться вовлечь в ссору как можно больше ребят, чтобы сорвать урок.

  1. «Хулиган».

Привлекает школьников к асоциальным развлечениям — употреблению алкоголя, курению, мелкому хулиганству и даже кражам. Благодаря своей популярности, создает у сверстников ощущение, что делать как он — то есть иметь вредные привычки и нарушать порядок — это здорово.

Как учителю бороться с деструктивными лидерами

Две основные ошибки, которые допускают педагоги в стремлении устранить деструктивного лидера:

  1. резко лишают его статуса лидера, пытаются унижать;

Это приводит только к обострению конфликта и ухудшает ситуацию. Лучше постепенно привлекать лидеров к простым видам общественно-организационной ответственности:

  • выполнению мелких поручений,
  • проектной деятельности,
  • управлению группой.
  1. переводят деструктивного лидера в другой класс на постоянной основе;

Когда в группе уже сложились определенные правила, подобное действие вряд ли восстановит порядок. А вот новому коллективу нанесет ущерб совершенно точно.

Педагог-психолог Елена Сухомлинова считает, что для эффективной борьбы с деструктивным лидером гораздо эффективнее предпринять следующие шаги:

  • Поместить в группу старших активных ребят для ведения внеурочной деятельности.

Это позволит деструктивному лидеру иметь перед глазами образец для подражания и со временем изменить свое поведение.

  • Привлекать деструктивного лидера к групповой работе, постепенно усложняя ее и создавая ситуации успеха.

Участие в групповом проекте при достаточной внешней мотивации способно превратить деструктивного лидера в лидера эффективного.

  • Давать дополнительный материал для саморазвития, поощрять стремление к знаниям и хвалить даже за скромные результаты.

Потому что уважение и доброе отношение способны тронуть даже деструктивных лидеров. Тем более, многим из них не хватало именно доброты.

Материал подготовила Милена Пугина