Деструктивные лидеры — это ученики, которые пользуются авторитетом у одноклассников, но применяют свои лидерские качества в разрушительных целях. Они расхолаживают ребят, провоцируют конфликты и травлю, попутно снижая успеваемость. Рассказываем, как выявить деструктивных лидеров и не дать им захватить власть.
Почему дети превращаются в деструктивных лидеров
По мнению педагога-психолога Елены Сухомлиновой, наиболее частые причины, по которым ребенок становится деструктивным лидером — это:
- Проблемы в семье.
Нестабильная семейная ситуация — развод, домашнее насилие, серьезное заболевание или потеря близкого человека заставляют ребенка испытывать стресс и искать разрядки, что выливается в пассивную агрессию по отношению к сверстникам, отказ выполнять просьбы старших, даже некоторое желание мести.
- Однообразная эмоциональная и интеллектуальная жизнь.
Школьник не ходит на дополнительные занятия, у него нет хобби или любимого дела, которое бы занимало его время и мысли. Поэтому деструктив служит для него чем-то вроде развлечения. Подростку нравится наблюдать, как работают его манипуляции.
- Низкая самооценка.
Чаще всего, спровоцированная буллингом со стороны членов семьи. Такие дети пытаются компенсировать эту проблему, зарабатывая авторитет в группе, чтобы нарушать правила, провоцируя сверстников не уважать и не слушаться старших, которых воспринимают как угрозу или врагов.
Типы деструктивных лидеров
Деструктивных лидеров различают по характеру лидерства:
- Неформальный.
Стремится самоутвердится за счет открытого противостояния педагогам, нарушения дисциплины и подталкивания к этому других учащихся.
- Затаенный.
Подстрекает других к совершению деструктивных действий, а сам остается в тени. Чаще всего, является инициатором чьей-то травли.
- Невольный.
Нарушает дисциплину, вступая в неуместные споры, дискуссии с учителем. Перебивает и вносит, как ему кажется, важные «дополнения».
И по направленности их действий:
- «Болтун».
Ребенок привлекает одноклассников своей коммуникабельностью. Но тем самым заставляет их постоянно отвлекаться от учебы и бросать дела ради сомнительного общения. Скажем, пересказывает соседу по парте фантастический фильм во время объяснения новой темы.
- «Дезинформатор».
Школьник перевирает слова учителей и провоцирует асоциальное поведение. Например, если учитель уходит и дает классу самостоятельную работу на время своего отсутствия, «дезинформатор» убедит ребят, что задание можно сделать и дома, и организует массовый прогул.
- «Провокатор».
Ученик нарушает дисциплину и учебный процесс, провоцируя конфликты между детьми. При возникшем споре между одноклассниками будет «подливать масло в огонь» и пытаться вовлечь в ссору как можно больше ребят, чтобы сорвать урок.
- «Хулиган».
Привлекает школьников к асоциальным развлечениям — употреблению алкоголя, курению, мелкому хулиганству и даже кражам. Благодаря своей популярности, создает у сверстников ощущение, что делать как он — то есть иметь вредные привычки и нарушать порядок — это здорово.
Как учителю бороться с деструктивными лидерами
Две основные ошибки, которые допускают педагоги в стремлении устранить деструктивного лидера:
- резко лишают его статуса лидера, пытаются унижать;
Это приводит только к обострению конфликта и ухудшает ситуацию. Лучше постепенно привлекать лидеров к простым видам общественно-организационной ответственности:
- выполнению мелких поручений,
- проектной деятельности,
- управлению группой.
- переводят деструктивного лидера в другой класс на постоянной основе;
Когда в группе уже сложились определенные правила, подобное действие вряд ли восстановит порядок. А вот новому коллективу нанесет ущерб совершенно точно.
Педагог-психолог Елена Сухомлинова считает, что для эффективной борьбы с деструктивным лидером гораздо эффективнее предпринять следующие шаги:
- Поместить в группу старших активных ребят для ведения внеурочной деятельности.
Это позволит деструктивному лидеру иметь перед глазами образец для подражания и со временем изменить свое поведение.
- Привлекать деструктивного лидера к групповой работе, постепенно усложняя ее и создавая ситуации успеха.
Участие в групповом проекте при достаточной внешней мотивации способно превратить деструктивного лидера в лидера эффективного.
- Давать дополнительный материал для саморазвития, поощрять стремление к знаниям и хвалить даже за скромные результаты.
Потому что уважение и доброе отношение способны тронуть даже деструктивных лидеров. Тем более, многим из них не хватало именно доброты.
Материал подготовила Милена Пугина