Найти в Дзене

«ЛитRPG – когда нет возможности поиграть»

Геймеры народец ушлый, и когда мы по каким-либо обстоятельствам не можем играть в свои любимые онлайн игры, мы читаем… про игры! И свое спасибо нам стоит выразить тем авторам, которые познакомили нас с таким жанром как ЛитRPG. Игры и литература – два разных вида искусства, но одинаково отражают нашу культуру, мораль и простые человеческие мечты и страсти. Так же нормально, что с развитием компьютеров и компьютерных сетей стало появляться все больше книг про жизнь людей в виртуальных мирах. Почему бы не образоваться новому жанру? Одним из первых в книге совместил компьютерные игры и литературу Сергей Лукьяненко. Например, в «Линии грез» действуют расы и реалии из старой игры «Master of Orion», а в трилогии про Диптаун («Лабиринт отражений») много намеков на Doom, а герой мимоходом попадает в игровой мир со всеми рпгшными фишками. Второй книгой, стоящей у истоков жанра, можно назвать «Мир Кристалла» Степана Вартанова, 1998 год. Естественно в то время никакого особенного названия для подо

Геймеры народец ушлый, и когда мы по каким-либо обстоятельствам не можем играть в свои любимые онлайн игры, мы читаем… про игры! И свое спасибо нам стоит выразить тем авторам, которые познакомили нас с таким жанром как ЛитRPG.

Игры и литература – два разных вида искусства, но одинаково отражают нашу культуру, мораль и простые человеческие мечты и страсти. Так же нормально, что с развитием компьютеров и компьютерных сетей стало появляться все больше книг про жизнь людей в виртуальных мирах. Почему бы не образоваться новому жанру?

Одним из первых в книге совместил компьютерные игры и литературу Сергей Лукьяненко. Например, в «Линии грез» действуют расы и реалии из старой игры «Master of Orion», а в трилогии про Диптаун («Лабиринт отражений») много намеков на Doom, а герой мимоходом попадает в игровой мир со всеми рпгшными фишками. Второй книгой, стоящей у истоков жанра, можно назвать «Мир Кристалла» Степана Вартанова, 1998 год.

Естественно в то время никакого особенного названия для подобного рода произведений не имелось.

Фанатам ЛитRPG наверняка известны такие произведения, как многотомный «Легендарный Лунный Скульптор» (The Legendary Moonlight Sculptor, автор Нам Хиисанг), ренобэ «Мастера Меча Онлайн (Sword Frt Online, автор Рэки Кавахара).

На русскоязычных просторах также немало известных фамилий: Дэм Михайлов с прекрасными циклами о мире Вальдиры, Василий Маханенко с «Барлионой», Дмитрий Рус с циклом «Играть чтобы жить», Александр Зайцев и его «Путь к трону», Михаил Дулепа с «Баффером» и «Творцами судьбы», и мое любимое – «Играет чемпион» Антона Емельянова и Сергея Савинова.

ЛитRPG постоянно развивается как жанр. Слияние с киберпанком, постапокалипсисом, антиутопией привносит что-то новое в жанр, открывая новые пути и возможности. Появляются новые авторы, приемчики, и даже новые поджанры! Например, RealRPG, где интерфейс или игровые механики становятся частью реального мира.

Обычно вопросов о принадлежности к тому или иному направлению не возникает. Но на всякий случай дам небольшую подсказку: если человек попадает в мир игры, то это ЛитRPG, а если Игра приходит в реальный мир, то тут уже RealRPG.

Помню, первые годы бытовало мнение, что ЛитRPG скоро исчерпает себя и забудется (выйдет из моды), но у произведений в данном жанре не только не убывает фанатов, но и появляются новые, зачастую совершенно не знакомые с миром ММОRPG, и это не может не радовать.

Да и само качество текстов, особенно если сравнивать с 2012-2015 годами, претерпело значительные изменения. В сетевых романах этого направления стало намного меньше игрового слэнга, пропали огромные вставки «игровых логов», и в целом тексты стали куда более литературными.

Хотя описание игровых предметов, характеристик и прочих составляющих рпг в основном никуда не делись, но по мере того, как взрослеют геймеры, взрослеет и жанр. Главной фишкой все также остается становление характера героя на фоне головокружительных приключений, чаще всего не обремененных ограничениями реальной жизни.

Но теперь многие романы больше «лит», чем «рпг», хотя и классические работы все еще попадаются.

Что же заставляет нас раз за разом окунаться в мир «виртуальной литературы»? На мой взгляд, это в первую очередь цепляет возможность видеть прогресс героя и развитие персонажа. Буквенно-числовое отражение достигнутого прогресса заставляет как-то по-новому взглянуть на мир и на себя.

Мало того, в романах литрпг, как и в играх, ни герою, ни читателю не нужно ждать – как только выполнил свое задание, то тут же получаешь награду. Причем обычно не в какой-то невнятной форме, а конкретно – очки опыта, золотые монеты, ну или хотя бы новое звание на лестнице карьерного роста. И вот этот постоянный рост персонажа, называемый на сленге геймеров «левел-ап», всегда заметен. Это вам не нудная работа от зарплаты до зарплаты, когда годами не меняется ни то, ни другое.

Думаю, именно это очень приятное чувство – лвл-ап, и затягивает игроков в игры, а читателей – в ЛитRPG.