Найти тему

Морские традиции. Программа «Надежда Морей». Знакомство с морем

Санкт-Петербург — морская столица России. Но что такое море для петербургской молодежи? Для одних — это история и романтика. Для других — спорт и азарт. Для третьих — способ испытать свои силы. Благодаря проекту «Надежда морей» у молодого поколения есть шанс получить все и сразу: море становится мечтой, которая исполняется, возможностью, которую не упускают, и семьей, в которой всегда поддержат.

Позволяя узнать все особенности морской жизни на практике, проект «Надежда морей» помогает сотням парней и девушек сделать осознанный выбор будущей профессии. Кто-то из участников выбирает поступление в профильные морские учебные заведения, кто-то стремится к спортивным достижениям, для кого-то паруса становятся новым увлечением. Главное — морские приключения и гордость за отечественный флот навсегда остаются в сердцах молодого поколения.

-2

За 6 лет работы в программе учебных плаваний «Надежда морей» приняли участие более тысячи школьников и студентов Санкт-Петербурга. В 2021 году в рамках проекта с водной стихией познакомились более 450 человек. За сезон были организованы 10 учебных походов, однодневные выходы на акваторию Финского залива для курсантов и кадетов, учебные сборы на форте Тотлебен, а также два масштабных парусно-гребных соревнования на капитанских гичках («Atlantic Challenge. Надежда морей» и Кубок яхт-клуба Санкт-Петербурга).

В этом году в морских походах приняли участие более 150 школьников и студентов различных учебных и спортивных организаций Санкт-Петербурга, среди них — студенты факультета океанологии СПбГУ, воспитанники Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга, Морской школы Московского района, клуба «Молодежная морская флотилия», клуба «Юнги флагманского корабля», Кронштадтского кадетского корпуса, кадетских классов школы № 253 и Центра исторического добровольчества «Паруса истории».

-3

Походы на исторических парусниках

Приобщение молодежи к мореходному быту и традициям проходило на борту исторических парусников Фонда поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт. В пятидневные морские походы участники отправились на легендарной шхуне «Надежда» 1912 года постройки, гафельном куттере «Лукулл» 1946 года постройки и реплике парусника XVIII века — марсельной шхуне «Леди Л». История этих судов становится не только неотъемлемой частью образовательной программы проекта, но и поводом для гордости воспитанников, которые получают шанс буквально прикоснуться к истории. Далеко не каждому нашему современнику посчастливится поднять паруса на 100-летней шхуне.

«Благодаря Яхт-клубу Санкт-Петербурга и поддержке ПАО «Газпром» восстановленные нашим Фондом суда обрели вторую жизнь. Сейчас на борту парусников со столетней историей воспитывается новое поколение, — рассказывает руководитель проектной деятельности СПб НО «Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт» Анна Платонова. — Мы искренне верим, что проект «Надежда морей» станет отправной точкой во взрослую жизнь для многих наших воспитанников. Здесь ребята знакомятся с морем, обретают верных друзей, определяются с будущей профессией. И главное — все это не на словах, а на деле».

В течение пяти дней школьников и студентов ждали ежедневные занятия, дневные и ночные вахты, уборка судна, помощь на камбузе, парусные авралы — всё, чем наполнен день любого профессионального экипажа. Не обошлось и без постижения азов морского дела. Ребята изучили основы безопасности на воде, навигацию, правила расхождения судов, метеорологию и такелажное дело.

Отдельное внимание в образовательной программе «Надежды морей» уделено истории Российского флота и посещению памятных мест. Участники походов оказывались в уникальных местах, по которым проходил маршрут проекта: в исторически значимых портах городов Ломоносов и Приморск, на фортах Обручев и Тотлебен, а также на острове Вихревой.

-4

Однодневные выходы

Для воспитанников военно-морских училищ и кадетских классов в сентябре были организованы однодневные выходы. Для студентов профильных морских учебных заведений — это уникальный шанс выйти в море и применить усвоенные в стенах alma mater знания на практике. Благодаря проекту «Надежда морей» юные моряки получили первый опыт мореплавания и живое представление о своей специальности, а дружелюбная атмосфера и чувство командной поддержки помогли убедиться в верности выбора морской профессии.

-5

Тренировочные сборы на гичках

Ежегодные тренировочные сборы парусно-гребного флота в этом году собрали рекордное количество участников. В поход на трех капитанских гичках на форт Тотлебен отправились 40 юнг, тренеры, спасатели, кок и врач. На протяжении двух недель ребята отважно справлялись со своими обязанностями в палаточном лагере и состязались в гонках. В «родительский день» воспитанники встретили своих родителей и под парусами переправили их на форт. Для старшего поколения были организованы показательная тренировка, гонка и квест по острову. Финальный день похода прошел под знаком добрых дел. Участники похода собрали мусор на территории форта, а по прибытии в Санкт-Петербург сдали его на переработку.

-6

Парусно-гребные соревнования

Продемонстрировать приобретенные на сборах навыки командной работы юным спортсменам удалось на массовых состязаниях парусно-гребного флота.

5–8 августа состоялись соревнования по историческому парусно-гребному многоборью на капитанских гичках «Atlantic Challenge. Надежда морей», организованные совместно с международным движением Atlantic Challenge.

В гонках приняли участие 8 гичек, 5 из которых были построены в Яхт-клубе Санкт-Петербурга. К соревнованиям присоединились Академия парусного спорта, команда фрегата «Штандарт», Морская школа Московского района, выпускники морского клуба юнг Аничкова дворца, Общественное движение «Золото Белого моря» и другие организации.

Организаторы гонок не давали участникам соскучиться. В течение четырех дней более 70 участников боролись за победу в зачетах: слалом, переправка груза на берег, парусно-гребная гонка, парусная гонка, гребная гонка на 1,3 мили, зачет «Человек за бортом», зачет «Капитанская гичка» с участием марсельной шхуны «Леди Л», а также состязались в вязании морских узлов в конкурсе по такелажному делу.

По итогам соревнований лидировала команда Академии парусного спорта на гичке «Арда». За ними последовала команда Atlantic Challenge на Dignite, а команда Морской школы Московского района на «Дрезне» замкнула тройку призеров.

-7

4–5 сентября состоялся Кубок Яхт-клуба Санкт-Петербурга, где был побит новый всероссийский рекорд — 2 флота, одновременно 9 бортов на воде, более 120 участников гонки! Для сравнения, международные гонки на капитанских гичках собирают от 12 до 16 бортов.

На Кубке свои силы объединили и юниоры, и взрослые. В числе опытных команд были победители чемпионата мира Atlantic Challenge International — команды Dignite и Nati. Среди юниоров — воспитанники Академии парусного спорта, кадеты морской школы Московского района и учащиеся Гимназии № 74.

Для привлечения молодежи к этому виду спорта к участию были приглашены все желающие испытать свои силы. Новички пополнили команды профессионалов, которые научили их основам морского дела.

Свежий ветер разгонял скорость лодок под парусами до 10 узлов, создав зрелищные условия для борьбы опытных и начинающих спортсменов. По результатам регаты среди профессионалов первенство захватила команда гички Nati, на втором месте — Dignite, на третьем — «Браво». Позиции в юниорском зачете распределились следующим образом: 1-е место заняла «Арда», 2-е место — «Бурея», 3-е место — «Дрезна».

Дмитрий Гулин:  «Я решил попробовать себя в море, и вот мне подвернулся удачный момент походить на гичке! Я не мог упустить такую возможность. Мне безумно понравилось, так как это не только увлекательно и захватывающе, но и вызывает бурю положительных эмоций.
В этом сезоне мне больше всего запомнилось соревнование «Atlantic Challenge Russia. Надежда морей». Было интересно участвовать в качестве рулевого, наблюдать за процессом гонок и действиями других рулевых. Для меня моя команда — вторая семья, которая готова в любой момент поддержать и помочь. Каждые соревнования мы пытаемся показать, что на что-то способны, и это не может не радовать».
Дмитрий Гулин: «Я решил попробовать себя в море, и вот мне подвернулся удачный момент походить на гичке! Я не мог упустить такую возможность. Мне безумно понравилось, так как это не только увлекательно и захватывающе, но и вызывает бурю положительных эмоций. В этом сезоне мне больше всего запомнилось соревнование «Atlantic Challenge Russia. Надежда морей». Было интересно участвовать в качестве рулевого, наблюдать за процессом гонок и действиями других рулевых. Для меня моя команда — вторая семья, которая готова в любой момент поддержать и помочь. Каждые соревнования мы пытаемся показать, что на что-то способны, и это не может не радовать».

Полина Макаронова: «В выходах на гичках меня больше всего привлекла работа в команде. На борту все становятся единым целым. Я считаю, что самое сложное — понять и прочувствовать командную атмосферу, думать не только о себе. Будучи воспитанницей морской школы, я осознаю большую ответственность: необходимо всегда поддерживать дисциплину и порядок, помогать друг другу при неудачах, быть готовым ко всему. Наша команда — это коллектив, где никто тебе не откажет в помощи. Старшие ребята всегда делились с нами опытом, и я очень благодарна им за это».
Полина Макаронова: «В выходах на гичках меня больше всего привлекла работа в команде. На борту все становятся единым целым. Я считаю, что самое сложное — понять и прочувствовать командную атмосферу, думать не только о себе. Будучи воспитанницей морской школы, я осознаю большую ответственность: необходимо всегда поддерживать дисциплину и порядок, помогать друг другу при неудачах, быть готовым ко всему. Наша команда — это коллектив, где никто тебе не откажет в помощи. Старшие ребята всегда делились с нами опытом, и я очень благодарна им за это».

Софья Власова: «Благодаря экипажу куттера «Лукулл» я смогла прикоснуться к морской жизни, почувствовать себя настоящим покорителем волн и вновь осознать, что в этом мире нет ничего лучше, чем море, и ничего ближе моей душе. Я мечтаю посвятить себя морю и детям, стать настоящим педагогом в сфере морской деятельности. У меня нет соответствующего образования, поэтому приходится набирать опыт самостоятельно. На «Лукулле» мне удалось побывать в центре всех событий: швартовка, постановка и уборка парусов, работа на камбузе и со штурвалом. Рада, что моя первая швартовка прошла именно на этом судне».
Софья Власова: «Благодаря экипажу куттера «Лукулл» я смогла прикоснуться к морской жизни, почувствовать себя настоящим покорителем волн и вновь осознать, что в этом мире нет ничего лучше, чем море, и ничего ближе моей душе. Я мечтаю посвятить себя морю и детям, стать настоящим педагогом в сфере морской деятельности. У меня нет соответствующего образования, поэтому приходится набирать опыт самостоятельно. На «Лукулле» мне удалось побывать в центре всех событий: швартовка, постановка и уборка парусов, работа на камбузе и со штурвалом. Рада, что моя первая швартовка прошла именно на этом судне».

Ксения Ефимова: «Лететь под парусами — необыкновенное чувство. Наверное, с него и началась моя любовь к воде, парусам и нашим гичкам.
Лагерь на Тотлебене оказался самым интересным лагерем, в котором мне довелось побывать. Удивительно, что эти сборы были самыми тяжелыми физически, но, с другой стороны, самыми веселыми, насыщенными и эффективными в плане тренировок и другой практики. И такое впечатление сложилось не только у меня!
Самые яркие воспоминания у меня связаны с тем, как мы ходили под парусами, как мне доверили руль, как проходили вечерние «разборы полетов», и с тем, какой скачок я совершила. Сейчас я как минимум понимаю, что происходит в лодке, и могу все это сделать сама. Это очень круто!»
Ксения Ефимова: «Лететь под парусами — необыкновенное чувство. Наверное, с него и началась моя любовь к воде, парусам и нашим гичкам. Лагерь на Тотлебене оказался самым интересным лагерем, в котором мне довелось побывать. Удивительно, что эти сборы были самыми тяжелыми физически, но, с другой стороны, самыми веселыми, насыщенными и эффективными в плане тренировок и другой практики. И такое впечатление сложилось не только у меня! Самые яркие воспоминания у меня связаны с тем, как мы ходили под парусами, как мне доверили руль, как проходили вечерние «разборы полетов», и с тем, какой скачок я совершила. Сейчас я как минимум понимаю, что происходит в лодке, и могу все это сделать сама. Это очень круто!»