Найти тему

Как тирания смогла привести Афины к демократии

Для многих Древняя Греция и античность, в целом, любимейшая историческая тема. Она не зря такова. Не просто так это время считают важнейшим этапом, особенно для сформировавшейся гораздо позже западной цивилизации. Их примеры республиканского и демократического строя с бережным отношением к частной собственности, столь отличного от восточных цивилизаций, что часто называют деспотиями, говорят об удивительной мутации общества, породившей столь необычный вариант.

Но правда в том, что и “общее дело” и “власть народа” формировались далеко не сразу в рамках античного периода, о чём уже шла речь в предыдущих статьях. Там же говорилось о множестве факторов, что смогли играть роль в
становлении полиса. В этой статье мы немного приблизимся к одному из важнейших событий, прямо повлиявших на развитие демократии, что вкупе со всеми остальными привело Афины к искомому результату. Свержение афинской тирании расскажет о множественных событиях и участии ещё одного полиса.

Взято с https://rua.gr/greece/history/26066-kak-otvechali-deputaty-v-antichnykh-afinakh-za-svoyu-deyatelnost.html
Взято с https://rua.gr/greece/history/26066-kak-otvechali-deputaty-v-antichnykh-afinakh-za-svoyu-deyatelnost.html

Разделение общества

Реформы Солона сделали попытку изменить общество, ещё не испытавшее полного хода античных мутаций, столь возвысивших ассоциируемые с ней государства. Однако как хотелось бы реформатору, не получилось. Если рассмотреть эти изменения более детально, то можно увидеть, что фактически сложная ситуация слабо изменилась. Безусловно, во-первых, изменилась форма правления, хоть и с сохранением старых должностей, представленных в виде тех же архонтов. Кроме них играло свою роль два других вида власти, представленных советом четырёхсот и экклесией, где как раз-таки и обитала большая часть голосовавших граждан, обладающих имуществом, позволяющим им там находиться и числиться полноправными жителями.

Изменения добавили возможность наследовать столь желанные привилегии, даже если глава семьи разорялся. Таким образом, он пытался влиять на сосредоточение власти в руках богатых граждан, преследующих исключительно свои интересы. Итогом стало общее недовольство такой политикой как со стороны аристократии желающей больше прав и влияния, так и со стороны бедняков, имевших доступ только к нижней палате правительства.

Подобная ситуация породила разделения общество на три фракции - жители
Берега, поддерживающие солоновские реформы; граждане Равнины, состоящие из старейшин и аристократии, желавшие своего воцарения; а также обитатели Холмов, что включали в себя бедноту, требующую демократии, земли и привилегий. Следует отметить, что эта группа была наиболее многочисленной. Во главе их стал Писистрат (602—527 до н. э.).

Писистрат
Писистрат

Писистрат

Кроме уважения за участие в военной деятельности, он обладал незаурядным обаянием, заставляющим людей следовать за ним. Также поражала его хитрость, благодаря которой он сплотил вокруг себя людей, готовых биться за него. Жалуясь на опасность от врагов, преследующих его - он своего рода манипулировал народом, готовым идти за ним. Он же в свою очередь не забывал об их интересах, за что Аристотель прозвал его “крайним демократом”.

Акрополь. Афины. Взято с https://multiurok.ru/index.php/files/afinskii-akropol.html
Акрополь. Афины. Взято с https://multiurok.ru/index.php/files/afinskii-akropol.html

Попытки прийти к власти

Этот представитель народа обзавёлся в связи со своими качествами личной охраной, что обеспокоивало его конкурентов. И переживания были не зря, ведь в 560 году, он с последователями захватил
Акрополь и объявил город своим. Однако против объединившихся других фракций ему выстоять не удалось. Вторая попытка, с использованием политических трюков оказалась более успешной.

После изгнания партии снова начали конфликтовать и этим Писистрат, конечно же, воспользовался. Он заключил союз с
Мегаклом, лидером жителей Берега, договорившись о браке с дочерью аристократа, если тот поможет ему разобраться с третьей силой - граждан Равнины. До определённого момента его замысел работал, пока у греческого тирана (в исконно греческом смысле) не случился конфликт с женой, который дошёл до его отца, отменившего союз.

Тогда Писистрат нашёл и третий способ захватить власть, работая на серебряных рудниках около десяти лет. Накопив богатства он собрал наёмников и вошёл с ними в город. Афинян лишили оружия, и на этот раз его правление стало основательным и беспрерывным с 560 года.

-4

Правление “тирана”

Отбирание оружия, столь оскорбившее горожан, не сопровождалось, впоследствии, произволом. Отнюдь, он умудрился снискать уважение и любовь своей деятельностью на посту правителя. Снижение налогов для беднейших слоёв населения, а также его помощь им во всяческих начинаниях типа льготного кредита на выращивание винограда и оливок не только подтверждало его доброе отношение к народу, но и способствовало процветанию отдельных граждан и полиса, в целом. Кроме того, при нём активно проводились мероприятия по уменьшению роли знати. Так, например, выступающие против Писистрата,
эвпатриды лишались земли, которую передавали простым жителям.

Кроме того, Писистрат начал уделять большое внимание судостроению, позволяющему ему демонстрировать свою морскую мощь островам Эгейского моря, а также захватить город возле Геллеспонта в Анатолии. Водопроводы в Афинах, храмы богов, поддержка торговли и ремесла, а также колоний - дело рук того самого тирана. В его время Афины становились крупнейшим экономическим центром Греции.

Гиппий
Гиппий

Гиппий

Власть тирана наследовалась, что в первое время не раздражало афинян. Тому большую службу сослужил Писистрат, столь верный простым жителям, не проходящим высокий имущественный ценз. Править Афинами стал его сын
Гиппий в 527 году (570-490 гг. до р.х.). Его столь положительными эпитетами как отца граждане Афин не наградили, хотя нельзя сказать, что он не следовал его политике изначально.

Его младшего брата
Гиппарха убил некий Гармоний из-за весьма деликатной ссоры. Новый тиран безумно разозлился и принялся пытать убийцу, от отчаяния и боли обвинивший всех горожан в заговоре. Что-то изменилось в сыне Писистрата, начавшем невиданный произвол и тиранию уже в современном значении этого слова. Репрессии, настигающие ни в чём не повинных людей, названных умирающим от боли человеком, озлобили народ.

Афинский политический деятель Клисфен
Афинский политический деятель Клисфен

Спартанское вмешательство

Тут вступил в дело легендарный царь
Спарты Клеомен, в 508 году до н.э. вступивший в Афины со своей армией. Причин тому походу было несколько. Одна из них в том, что дельфийский оракул благословил его на этот поход и тут всё не так просто. Предсказатели, вероятно, были подкуплены афинскими аристократами, желающими избавиться от ненавистного им Гиппия.

Второй причиной можно считать банальное нежелание делить славу царя с кем-то ещё. Ну а третья причина находилась довольно близко и приближалась всё быстрее и быстрее. А имя ей
Персидская держава. Если бы Афины внутренними междоусобицами оказалась разбита на части противостоять военной машине персов было бы сложно. И потому лакедемоняне принялись на выручку.

Естественно в этом походе они уловили свою выгоду. Когда сын Писистрата оказался изгнан, они предпочли вмешаться в выборы архонтов, где главная борьба завязалась между аристократом
Исагором и демократом Клисфеном. Первый одержал победу в 508 году. Это афиняне справедливо восприняли как попытку их подчинить через марионеточного знатного правителя - вассала Спарты.

Решение Спарты о вмешательстве привело к опасным выводам афинян, устремившихся направить делегацию с просьбой о союзе в Сарды к сводному брату Дария
Артаферну. Тот выманил помощь в обмен на подчинение Персии у испуганных и желавших вернуться домой послов.

Клеомен
Клеомен

Афины при Клисфене

Послов, естественно, за такие договоры по голове не погладили и принялись самостоятельно изгонять вторженцев. В итоге это получилось. Они провели выборы, без участия третьих лиц, изгнав посредством восстания Исагора. Дальше историю Афин писал Клисфен (570-508гг.).
Совет четырёхсот увеличился до пятисот, куда теперь входили по 50 представителей каждого из десяти племён, на которые также разделились Афины после этих событий. Теперь голосовать могли все полноправные горожане, вне зависимости от их имущества. Появилась должность стратега, занимавшегося военными вопросами. Занимающих эту должность было 10 человек.

Границы каждого племени меняли прежнее положение, с целью уменьшения влияния знати. С этой же целью территория города была поделена на 30 районов -
тритий. Три трития из разных мест составляли одну филу, дабы она теперь состояла из различных родов. Эти, по новому обставленные, образования поставляли по одному человеку на должность стратега. Сами районы в свою очередь делились на ещё более мелкие - демы (деревни), где управление проводилось самими общинниками. Туда включались даже метеки, т.е. приезжие, а потому не граждане, а также вольноотпущенники. Те, кому земли не достались, отправились в захваченные Клисфеном территории.

Была также попытка отменить фамилии и ввести разделения по демам. Однако, это нововведение не прошло. В этот же период появился
остракизм, т.е. процесс изгнания неугодных граждан полиса путём голосования глиняными обломками. В нём участвовали все полноправные жители и если набиралось 6000 голосов против одного человека, его изгоняли из города на 10 лет. Первыми его жертвами стали Гиппий и его последователи. В V веке до н.э. это явление сыграло особенно важную роль.

-8

Итог

Период тирании в Древней Греции показал, что она не всегда может быть плоха, но также он и убедил эллинов в том, что наследственная власть приводит к бедам. Сложный путь Афин к демократии оказался тернист. Общество стало раздроблено и тиран Писистрат смог не разочаровать своих последователей. В то же время его наследник сын Гиппий показал обратную картину. Афиняне свергли его и, впоследствии, укрепили институты защиты от этой самой тирании в виде остракизма и административного деления с целью уменьшения влияния знати. Однако курс, на который были нацелены Афины поддержал уже, снова поддержанный народом политик Клисфен, вбивавший последние гвозди в гроб ранее всемогущей аристократии. На нём этот процесс не закончился. Но это уже совсем другая история.

А вы как считаете, повлияла ли как нибудь тирания на процесс демократизации афинского общества? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!

#древние греки #история #история древнего мира #эллада #эллины