Внучки королевы Виктории, дочери великого герцога Гессен-Дармштадского, в девятнадцатом веке были самыми завидными невестами в Европе. Елизавета- Александра-Луиза-Алиса Гессен-Дармштадская, (в семье просто Элла), родилась в 1864 году, а ее младшая сестра Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса, (в семье просто Алиса), родилась в 1872 году. К ним сватались немецкие князья, Элле руку и сердце предлагал прусский наследный принц Вильгельм, но девушки предпочли соотечественникам великих князей из России.
В июне 1884 года принцесса Элла выходит замуж за Сергея Александровича Романова, младшего брата русского императора Александра III. Приехав в Россию, она осталась верна протестантской вере. Православие приняла не сразу и как часто бывает, отдалась новой религии всей душой и стала более православной, чем многие рожденные в этой вере.
Младшая сестра Алиса стала женой наследника русского престола Николая Александровича Романова. В этом случае переход в православие был обязателен. При крещении стала Александрой Фёдоровной.
Несмотря на это, немецкую принцессу подданные российской империи невзлюбили. На это было несколько причин. Невеста наследника прибыла в Россию незадолго до смерти императора Александра III. Венчание состоялось через неделю после похорон. У русских это считалось плохой приметой, «пришла за гробом», «принесет несчастье», судачили злые языки. И то, что у императрицы год за годом рождаются одни девочки, тоже подливало масло в огонь народной нелюбви.
Мальчик, долгожданный цесаревич родился только через десять лет. Но ребенок был болен гемофилией. В этом тоже была виновата несчастная императрица.
Старшая сестра под влиянием мужа и после посещения Иерусалима приняла православную веру с именем Елизавета Фёдоровна. Две сестры, живя в России стали очень набожными, правда вера Елизаветы Федоровны была спокойнее, без юродивых, блаженных и «старцев».
Свет восхищался Елизаветой, ее красотой и умом, в то время как ее муж был самым непопулярным среди Романовых. Они никогда не показывали своих чувств на людях, но были безусловно счастливы.
В 1891 году Елизавета Федоровна вместе с супругом переехала в Москву. Сергей Александрович был назначен своим братом императором Александром III московским генерал-губернатором. Его прозвали «Князь Ходынский», по мнению общества именно на нем лежала вина за плохую организацию торжества по случаю коронации Николая II . На Ходынском поле произошла трагедия , тогда погибло более тысячи человек.
На этом посту великий князь показал себя приверженцем самодержавия и был твердо убежден, что либерализм тесно связан с отсутствием нравственности и что Россия не должна изменять историческим и духовным традициям православия ,чем нажил себе огромное количество врагов среди революционеров всех мастей и «передовой» интеллигенции. Поползли слухи о его «нетрадиционной» ориентации, несмотря на уверения Елизаветы Фёдоровны о том, что на счастлива в браке.
Подливало масло в огонь и то, что супруги были бездетными. Взяли на воспитание детей брата Сергея Александровича. У Павла Александровича жена умерла родами, в последствии он заключил морганатический брак и уехал из России. Его дети Мария и Дмитрий воспитывались в семье московского генерал-губернатора.
Сергей Александрович был единственным из Романовых , кто трижды посетил Святую землю. Он любил Палестину и основал «Православное Палестинское Общество», которое помогало паломникам, восстанавливало православные храмы, создавало больницы, где православные христиане могли бесплатно получать необходимое лечение и лекарства.
О том, что готовится покушение великий князь знал, он постоянно получал письма с угрозами и проклятиями, да и несколько неудачных покушений уже было. Зная об этом он перестал брать с собой адъютанта и даже полицейскому, прямой обязанностью которого была его охрана, велел держаться подальше. Разве это не характеризует его как человека благородного?
4 февраля 1905 года в карету великого князя выезжавшую из Кремля была брошена бомба. Бомба эсера Ивана Каляева буквально разорвала в клочья Сергея Александровича Романова и ранила кучера.
Екатерина Фёдоровна посетила убийцу мужа в тюрьме, ей хотелось посмотреть ему в глаза. Она оставила Ивану Каляеву Библию и икону. Написала письмо императору Николаю II с просьбой помиловать террориста. Великодушие женщины привело террориста в бешенство, он написал вдове совершенно хамское письмо, где обвинил Елизавету Фёдоровну в том, что она распространяет слухи, что он раскаивался и просил прощения. Хотя никаких слухов она не распространяла.
После гибели мужа великая княгиня распродала все свои драгоценности, на вырученные деньги приобрела усадьбу, в которой в 1909 году начала свою работу Марфо-Мариинская Обитель. Она практически ушла из мира, хотя монашеского пострига не принимала. Жила в созданной ей обители как и другие женщины, последовавшие ее примеру. Сестры Обители приносили обеты целомудрия, не стяжательства и послушания, но могли вернуться в мирскую жизнь и создать семью. В Обители милосердия каждый день кормили бездомных и голодных, лечили всех обратившихся.
Теплые отношения между сестрами испортились после появления в жизни императорской семьи Григория Распутина. Для Александры Фёдоровны он стал спасителем неизлечимо больного сына, а для Елизаветы Фёдоровны врагом России. Великая княгиня дружила с Зинаидой Юсуповой, матерью Феликса Юсупова, убийцы Распутина. Участником убийства стал также воспитанник Елизаветы Фёдоровны - Дмитрий Павлович Романов. Этого сестра-императрица простить не смогла. За каждой из сестер стояла своя правда. С декабря 1916 года они больше никогда не виделись.
С началом Первой мировой войны, стараниями великой княгини Елизаветы Фёдоровны по всему фронту были устроены полевые лазареты и склады для нужд армии, в Обители милосердия открыта первая в России мастерская для изготовления протезов.
Несмотря на то, что Александра Фёдоровна занималась активно благотворительной деятельность, ее считали немецкой шпионкой, а императорскую чету называли: «Гражданин Романов и его жена Александра Немецкая». Предатели и враги расшатывали авторитет императора России во время ведения военных действий и значительно в этом преуспели. И закрутилась кровавая карусель революции и Гражданкой войны.
Судьба членов императорской семьи, отказавшихся после революции покидать Россию сложилась трагически.
Александра Фёдоровна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна в Ипатьевском доме в Екатеринбурге вместе с любимым мужем, детьми и верными слугами.
На следующий день после расстрела царской семьи произошла еще одна страшная трагедия в Алапаевске. Там в заключении находились Елизавета Фёдоровна, великий князь Сергей Михайлович и три сына великого князя Константина Константиновича. Их вывезли из города, Сергей Михайлович бросился на конвоира и был застрелен, остальных сбросили живыми в шахту. Судьбу настоятельницы разделила с ней келейница Варвара, которая отказалась покинуть Елизавету Фёдоровну.
Сестры Елизавета и Александра были причислены в 1992 году к лику православных святых. Россия стала для них Родиной, где они были так счастливы и где так трагично закончилась их земная история.