Найти тему

Командир экипажа джаза. Вадим Эйленкриг

Оглавление

Наступившей календарной весной первыми на сцену Удмуртской государственной филармонии вышли фактурный живописный джазовый трубач Вадим Эйленкриг и его экипаж – всегда удивительный, всегда очень музыкальный и высокотехничный. Марафонский гастрольный полет «Экипажа Эйленкрига» (в иноязычной транскрипции Eilenkrig Crew) по России оставил для переговоров с его командиром всего четверть часа. Но даже в этом остром дефиците времени лидер группы успел насытить интервью плотной фактурой, рассказав нашему обозревателю о встрече с невероятной Александрой Пахмутовой, о старте гастрольного тура с оркестром Владимира Спивакова, о своем громком дебюте в нью-йоркском Carnegie Hall c татарскими песнями, об отце-юбиляре и новом этапе в личной жизни…

Слагаемые имена и сумма музыкальных впечатлений

Выражаясь спортивным языком, «Экипаж Эйленкриг» отличается длинной скамейкой, позволяющей проводить безболезненную ротацию состава и делать равнозначные замены, если кто-то из музыкантов оказывается занятым в других проектах.

Понятно, что командир этого джазового экипажа - Вадим Эйленкриг - всегда остается неизменным. При этом среди солистов-саксофонистов чаще других играют Константин Сафьянов или Дмитрий Мосьпан. Безупречно техничный ритмический базис выстраивают пианисты Дмитрий Илугдин, Иван Фармаковский и Антон Баронин, за барабанами дирижируют, меняясь, Давид Ткебучава, Виталии Эпов или Саша Машин, а в роли басистов выступают Армен Мкртычан с бас-гитарой или Сергей Хутас на контрабасе.

Причем перестановка слагаемых имен в этой команде не меняет сумму музыкальных впечатлений у публики. Она – эта сумма - всегда стремиться вверх по восходящей линии до состояния ажиотажа, фуроров и восторгов…

-2

Невероятная, красивая и светлая Александра Пахмутова

Сразу отметим, что острейший гастрольный цейтнот (к примеру, после Ижевска джазовый экипаж ждал серьезный двойной перелет – сначала в Москву, а затем сразу на Сахалин) сократил время интервью с Вадимом Эйленкригом до минимума и в первый весенний месяц мы пробежались по нескольким резонансным концертам Eilenkrig Crew минувшей зимой…

В один из дней в середине декабря экипаж Эйленкрига высадился десантом в старинном московском особняке на Спиридоновке, где располагается Дом приемов министерства иностранных дел России.

- Там был организован банкет в честь Александры Пахмутовой, на котором композитора награждали орденом, - рассказывает Вадим Эйленкриг и чувствуется, как в его сюжете зарождается хорошая интрига. - Самое удивительное, что на какой-то момент Александра Николаевна оставила всех своих гостей и подошла к нам – музыкантам. Проговорив с нами около получаса, Александра Николаевна предложила мне обязательно попробовать сыграть ее Концерт для трубы с оркестром…

Затем Пахмутова подошла к роялю и в четыре руки с Антоном Барониным начала играть «Беловежскую пущу». Постепенно к дуэту присоединились лидер-трубач, Константин Сафьянов, Сергей Хутас и Давид Ткебучава. Ну а «следующим номером нашей концертной программы» стал еще один пахмутовский шлягер «Нежность».

- Добавим драмы, - с улыбкой сказала тогда Александра Николаевна, а в финале небольшого музыкального сета адресовала джазменам искренние комплименты. - Музыка есть на Земле и на других планетах тоже. Это невероятная вещь и вы - замечательные артисты! Для меня было большой радостью слушать вас и счастьем сыграть вместе с вами!

- Александра Николаевна – невероятный, красивый и светлый человек. В нее легко можно влюбиться! Для всех нас этот вечер принес огромное счастье встретиться с ней, поговорить и поиграть вместе, - восхищенно произнес Вадим Эйленкриг.

Своеобразный аванс и интерес от Владимира Спивакова

В конце февраля большой российский гастрольный тур экипажа стартовал совместным концертом в столичном зале имени Чайковского с Национальным филармоническим оркестром под управлением Владимира Спивакова.

Программа Symphonic Kind of Blue была посвящена 60-летию выпуска знакового альбома Майлза Дэвиса Kind of Blue, этой «Библии для каждого джазмена», повторив октябрьский премьерный показ, состоявшийся в Московском Доме музыки в афише юбилейного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает».

В плей-лист этих выступлений вошли известные голливудские и бродвейские мелодии, джазовые стандарты, авторские композиции, виртуозный сувенир «Полет шмеля» Римского-Корсакова и все хиты из альбома-юбиляра - So What, Freddie Freeloader, Blue in Green, All Blues и Flamenco Sketches.

- Этот концерт стал своеобразным авансом для меня, и я очень благодарен Владимиру Теодоровичу, что он его сделал, - Вадим Эйленкриг подчеркнул высокую личную значимость события и добавил. - Мне показалось, что и маэстро Спивакову тоже было интересно сыграть с нами. Должен сказать, что этому выступлению предшествовала серьезная продюсерская работа – я постарался придумать проект, его драматургию, понять, как он должен прозвучать, в каких аранжировках, найти музыкантов и человека, способного сделать необходимые обработки, которые слышит мое ухо. В тоже время я не забывал о том, что Kind of Blue - это камерная музыка и, придавая ей концертный характер, необходимо было сохранить дух знаменитого альбома Майлза Дэвиса. Когда все было придумано, я пришел к Владимиру Теодоровичу, подарил ему книгу «Kind of blue. История создания шедевра», взял с собой i-pad, колонку и сделал мини-презентацию, параллельно рассказывая, где я слышу струнные, где слышу валторны, а где симфоническое прочтение. Прежде я никогда в жизни не делал ничего подобного и убедил Спивакова в том, что всё это может классно прозвучать с симфоническим оркестром. Наверное, подтверждением тому стал абсолютный аншлаг в Концертном зале имени Чайковского. Может быть, когда-нибудь я найду финансирование для того, чтобы записать в студии альбом с этим концертом…

-3

Татарские песни в самом сердце Нью-Йорка

Накануне концерта в Ижевске «Экипаж Эйленкрига» отыграл мощную сессию в Казани, и здесь тоже обнаруживался очередной захватывающий содержательный сюжет.

Еще четыре года назад Вадим Эйленкриг стал художественным руководителем фестиваля татарской песни «Ветер перемен» и успешность этого проекта сделала трубача заслуженным артистом Республики Татарстан.

Причем в январе 2020 года фестиваль приобрел мировой масштаб, когда татарские песни прозвучали со сцены культовой нью-йоркской концертной площадки Carnegie Hall. В прославенном зале в центре Манхэттена на пересечении Седьмой авеню и западной части 57-й улицы был собран полный аншлаг и почти три тысячи зрителей слушали татарскую музыку и сказания в исполнении Чулпан Хаматовой.

- Эта история тоже стала волнительной для меня, - делится эмоциями Вадим Эйленкриг, для которого январский концерт получился дебютом в Carnegie Hall. – Не скрою, я очень переживал по поводу того, удастся ли нам собрать зал и оказалось, что нью-йоркской интернациональной публике интересно то, чего у них еще никогда не было! Татарскую музыку там раньше не слышали!

Причем любознательность меломанов-нью-йоркеров Вадим Эйленкриг умело разогрел тем, что национальный музыкальный колорит, основанный на пентатонике и блюзовой гамме, он преподнес в современной синтетике с джазом, фанком, роком, поп-музыкой и психоделикой.

Между прочим, за те четыре года, что дует фестивальный «Ветер перемен», Вадим Эйленкриг сделал оригинальные аранжировки около полутора сотен татарских песен.

Причем в этой важной работе трубач близок к той миссии, которую сейчас выполняет у наших соседей главный дирижер и художественный руководитель Филармонического джаз-оркестра Татарии, большой друг Удмуртской филармонии и местных любителей музыки Сергей Васильев.

- После недавнего казанского концерта мы встретились с Сережей, и я хочу сказать, что очень рад за него и за то, что он приехал в столицу Татарстана и возглавил оркестр. Сережа безумно талантливый человек, огромный молодец и слышно, что с каждым разом его биг-бэнд звучит все лучше и лучше. А еще мне особенно приятно, что первую трубу в этом оркестре играет мой ученик Марат Бабаев, - заключил эпизод Вадим Эйленкриг.

-4

В поисках земных и внеземных цивилизаций

Еженедельный клуб «Шаболовка, 37» на телеканале «Культура», который второй сезон ведет Вадим Эйленкриг, можно рассматривать как своеобразный телевизионный промо-смотр музыкальных в целом и джазовых в частности сил страны с последующими гастрольными возможностями. Однако сам ведущий не соглашается с подобным идейным позиционированием этой программы.

- У нас собирается множество сложившихся музыкантов-профессионалов, которым не надо что-то кому-то доказывать. Скорее, наш клуб дает единомышленникам возможность для общения, и мы показываем, как в этих разговорах слова переходят в звуки и затем обратно в слова, - считает Вадим Эйленкриг и не отрицает, что в телестудии могут рождаться находки и даже новые музыкальные идеи. - Хороших идей действительно много и я очень люблю людей с идеями, но вот чтобы эти идеи были совсем уж новыми… Не знаю, не знаю… Все-таки мы живем в XXI веке и чтобы найти по-настоящему новую свежую идею, нам надо либо отыскать какую-то скрытую цивилизацию на Земле, либо чтобы к нам прилетели инопланетяне. Без этого о новых идеях в музыке рассуждать сложно. Все звуки, мелодии и инструменты давно известны...

Кстати сказать, об инструментах. Окончив в своем московском отрочестве Первую музыкальную школу имени Сергея Прокофьева по классу фортепиано, затем Вадим Эйленкриг сделал выбор в пользу трубы. Правда, с недавнего времени трубач периодически заявляет о желании вернуться за клавиши.

- К сожалению, пока не вернулся и поэтому клавиши снова отодвинулись в будущее, - усмехнулся Вадим Эйленкриг. - Сейчас мне и к трубе бывает трудно «возвращаться», потому что с рождением детей жизнь приобрела новые смыслы и некий новый статус. Потому что при всей моей любви и фанатизме к трубе и музыке, я прекрасно понимаю, что в жизни есть еще много важных вещей – семья, дети, родители…

- Это этап вашего взросления? – простецки предположил в вопросе музыкальный обозреватель Удмуртской филармонии.

- Прежде всего, это «просто» этап… И подходя к нему, человек уже должен быть взрослым и сформироваться.

8 марта и 80 лет потрясающего человека

Накоротке беседуя с Вадимом Эйленкригом в канун 8 марта, можно было говорить не только о женщинах и музыке, но как раз о родителях. Точней о Симоне Львовиче Эйленкриге. Тем более что именно 8 марта 2020 года отец Вадима Эйленкрига встретил славный юбилей – свое 80-летие!

- Папа - это тот человек, который сначала выбрал для меня, а потом дал мне профессию и одновременно определил очень правильные ориентиры в жизни. «На инструменте надо играть так, как будто ты объясняешься в любви единственной женщине!» - порой говорил мне папа. И чем старше становлюсь, тем больше понимаю значимость его участие в моем становлении. Все-таки когда ты совсем юный, то больше видишь маму, и тебе кажется, что она принимает больше участия в твоем воспитании. Особенно еврейская мама. Но потом ты понимаешь, что папа тоже дал тебе очень многое, не смотря на то, что он много времени проводил на гастролях (Симон Эйленкриг работал концертным директором у Иосифа Кобзона и Людмилы Гурченко – прим. авт.). На мой взгляд, одна из самых главных воспитательных родительских задач состоит в том, что отец показывает своим детям пример. И теперь, сам став отцом, я иногда размышляю: «А как будет у меня?!» Я тоже часто уезжаю на гастроли, но при первой же возможности стараюсь проводить с детьми как можно больше времени. Надеюсь, что у меня всё получится! А еще в личной коллекции папы - потрясающего человека, есть великое множество ярких историй, но разговор на эту тему лучше всего вести с ним… Если же касаться штрихов к портрету отца, то мне импонирует его уникальная способность не говорить о людях плохо. Никогда - ни в глаза, ни тем более за глаза, ни дома за столом, он не сказал ни о ком, ни одного плохого слова! Это та черта, которая меня восхищает в папе…

-5

Романтика, эстетика и философия бокса

А вот в Вадиме Эйленкриге многих его поклонников и особенно поклонниц вместе с музыкальностью восхищает его атлетичность. Несколько лет назад к увлеченной работе с «железом» в тренажерном зале трубач добавил боксерские перчатки, и этот эпизод мы вывели в финальный раунд интервью.

- Давно убежден в том, что двигаться это всегда хорошо и в нынешние времена каждый человек обязан заниматься какой-то физической активностью, - рассуждает музыкант, который находится в отличной творческой, интеллектуальной и функциональной форме. - Когда-то в молодости я пробовал «точечно» заниматься боксом и всё это мне неимоверно нравилось. Но надо понимать, что бокс для меня в первую очередь не прикладная история, а красивая история Америки с ее еврейскими и ирландскими чемпионами 30-х годов прошлого века! Бокс для меня это настоящая романтика, это Джек Лондон, Эрнст Хемингуэй, Чарльз Буковски и Майлз Дэвис. Бокс для меня - это эстетика и целая философия!

Текст: Александр Поскребышев