Одной из самых жестких санкционных мер в отношении России со стороны коллективного Запада стал запрет на использование самолетов производства корпораций Airbus и Boeing. Теперь россияне не только не могут летать через воздушное пространство Европейского союза и США, но нам вскоре может оказаться не на чем перелететь из Москвы, например, во Владивосток. Для гигантской страны - это поистине гигантская проблема.
Первым о запрете на поставку авиалайнеров, комплектующих для них и последующем обслуживании заявил европейский концерн Airbus. Вскоре его примеру последовал американский Boeing, отказавшись от технического обслуживания уже проданных самолетов. Поскольку без соответствующего ремонта лайнеры не смогут безопасно эксплуатироваться, это по факту просто растянутая во времени агония. Лизингодатели, которым де-юре принадлежат почти все самолеты в российском небе, могут в любой момент потребовать вернуть их обратно, оставив нашу страну без гражданских воздушных перевозок. Это 600-700 бортов из порядка 800.
Таковы последствия встраивания России в «международную кооперацию» на правах сырьевой полуколонии, которая сама добровольно отказалась почти от всего «тяжкого советского наследия» в виде мощного авиапрома. И что же теперь делать?
Национализация?
Первое, что напрашивается само собой, это в ответ на блокирование российских активов за рубежом национализировать американские и европейские самолеты в нашей стране. Правда, для этого государство сперва должно будет национализировать сами эти авиакомпании, иначе это будет полный произвол их стороны. На какое-то время это может помочь, но будет иметь кучу негативных последствий.
Так, поддерживать работоспособность американских и европейских лайнеров можно будет за счет «каннибализации», то есть, пуская некоторые из них на запчасти для ремонта более свежих. Однако за рубеж на таком «национализированном» самолете уже не улетишь: его там не примут без соответствующего сертификата, а скорее, просто арестуют по решению европейского или американского суда. То есть, отечественные воздушные перевозчики смогут работать только над территорией России, Беларуси и, возможно, некоторых стран СНГ.
Однако подобная мера может быть оправданной, чтобы выиграть время. Но для чего?
Санкции со стороны Airbus и Boeing означают, что мы не сможем также покупать самолеты у бразильского Embraer и канадского Bombardier. Дело в том, что американцы и европейцы уже подсуетились и приобрели доли в подразделениях этих своих прямых конкурентов, производящих самые востребованные среднемагистральные лайнеры. Тогда что остается?
Российские самолеты
У нас как бы есть свой ближнемагистральный «Сухой Суперджет-100» и среднемагистральный МС-21. Однако оба они по-прежнему сильно зависят от импортных комплектующих, которые никто России больше поставлять не станет.
Заместить эти комплектующие, конечно, можно, но займет не один год. Главная проблема «Суперджета» - это зависимость от французских деталей для авиадвигателя SaM146. Заменить его в перспективе можно на отечественный ПД-8, но это произойдет не раньше 2024 года. Для МС-21, по счастью, есть свой двигатель ПД-14, но требуется импортозамещение авионики и прочего радиоэлектронного оборудования. Иначе говоря, мы пока что к отказу от продукции Airbus и Boeing не готовы.
Как вариант, в ближнемагистральном сегменте можно пересесть на турбовинтовые Ил-114-300, производство которых удалось своевременно перенести обратно в Россию, причем, с усовершенствованным двигателем. На борт Ил может принять до 64 пассажиров, что для региональных перевозок нормально.
В среднемагистральном сегменте можно вспомнить про советский Ту-204/214, который производится до сих пор, пусть и малыми сериями. Это прямой конкурент МС-21, имеющий все необходимые сертификаты и производимый из полностью отечественной компонентной базы.
В дальнемагистральном сегменте возможно увеличение объемов производства модернизированных широкофюзеляжных лайнеров Ил-96-400. На таких самолетах в настоящее время летает президенту Путин и министр обороны Шойгу.
Но будем реалистами, быстро нарастить объемы производства все же не получится. Какие остались варианты?
Украинские самолеты
Также в случае возвращения Украины в сферу влияния Москвы на предприятии «Антонов» можно заказать партию ближнемагистральных лайнеров Ан-158 (Ан-148-200) и разморозить работы над проектом среднемагистрального лайнера Ан-180.
Друзья, ставьте лайки, делитесь ссылками и подписывайтесь на наш канал. Будет интересно.