Вчера, 3 марта, на сайте Court Listener, где в открытом доступе публикуются юридические документы, касающиеся судебной практики Соединенных Штатов, появился 15-страничный иск о возмещении ущерба, поданный Самантой Маркл. Ответчик — ее младшая единокровная сестра Меган Маркл (не ошибка — в документе действительно фигурирует девичья фамилия Меган, а не привычное уже Meghan, Duchess of Sussex).
В первых 11 параграфах иска (всего их 43) Саманта кратко излагает претензии к Меган, обвиняя ее в многократной клевете. «Ложные и злонамеренные» заявления Меган, по ее утверждению, прозвучали в знаменитом интервью Опры Уинфри, в бестселлере «Обретение свободы», в «публичном письме спикеру Палаты представителей Нэнси Пелоси», а также «во многих газетах и других средствах массовой информации по всему миру». Это повлекло за собой «уничтожение репутации» и «дискредитацию» Саманты и Томаса Маркла — и одновременно «сфабриковало сказочную историю» о том, как сама Меган «выбилась из грязи в князи», широко распространившуюся благодаря пиар-возможностям королевской семьи.
Параграфы 12–21 раскрывают некоторые юридические подробности иска. Речь идет о возмещении ущерба на сумму «свыше 75000 долларов США без учета судебных расходов и гонораров адвоката». Дело представляет собой «спор между гражданами разных штатов» (Саманта живет во Флориде, Меган — в Калифорнии). Объясняется, почему иск поступил во флоридский суд: «Ложные и злонамеренные утверждения ответчика [Меган] об истце [Саманте]... фактически были доступны третьим лицам в штате Флорида; ответчик умышленно и целенаправленно делал клеветнические заявления, направленные против истца, жителя и гражданина Флориды, действуя со злым умыслом и полным осознанием того, что эти утверждения были ложными и имели целью дискредитировать и уничтожить репутацию истца... Таким образом, дело подпадает под юрисдикцию штата Флорида».
Следующий раздел — параграфы 22–31, содержащие фактические свидетельства Саманты, — включает разбор сделанных в разное время утверждений Меган, обозначенных выше как «ложные», по пунктам.
* * * Из электронного письма Меган, по ее просьбе переданного Джейсоном Кнауфом Омиду Скоби и Кэролайн Дюран во время их совместной работы над книгой «Обретение свободы»:
25.А: Саманта «бросила школу». Это ложь. Пытаясь дискредитировать Саманту, Меган подразумевает, что Саманта — необразованная женщина, бросившая школу. Правда в том, что Саманта получила серьезную травму в результате падения с качелей, что привело к левостороннему параличу и слепоте на один глаз. Затем у нее был диагностирован рассеянный склероз. Саманта пропускала занятия из-за паралича, слепоты и рассеянного склероза. В дальнейшем Саманта окончила среднюю школу и получила две степени, в том числе степень магистра в области консультативных услуг в сфере психического здоровья и профессиональной реабилитации.
25.Б: Меган видела Саманту «всего несколько раз», и у Меган «никогда не было отношений ни с кем из них» [Самантой или Томом]. Это ложь. Саманта регулярно проводила время с Меган на протяжении всего ее детства и даже некоторое время жила в одном доме с ней. Саманта забирала Меган из школы, регулярно водила ее за мороженым и в торговый центр, проводила с ней много семейных праздников. Отец Меган был ее основным опекуном, и Меган и Саманта виделись регулярно. Меган посещала Саманту в Вирджинии и присутствовала на ее выпускном вечере в колледже в Нью-Мексико в 2008 г. Они разговаривали по телефону и обменивались электронными письмами; Меган даже звонила Саманте из гримерки, будучи одной из участниц телешоу Deal or No Deal. Меган пыталась создать ложное впечатление, что она, по сути, была единственным ребенком, не имевшим контактов с другими членами семьи: как Меган заявила Опре, у нее «не было братьев и сестер». Очевидно, Меган хотела убедить общественность в том, что члены ее семьи ничего не знают о ее жизни — и, следовательно, не имеют права опровергать ложные истории, которые Меган придумала о своей жизни.
25.В: «После того как Меган начала встречаться с Гарри, Саманта вернула себе фамилию Маркл». Это ложь. При рождении Саманта получила фамилию Маркл, и она всегда была ее девичьей фамилией. Саманта выходила замуж дважды и, будучи замужем, носила фамилии Саманта Грант и Саманта Расмуссен, — но никогда не переставала использовать свою девичью фамилию Маркл. Меган пыталась дискредитировать Саманту, заявив, что Саманта сменила имя, чтобы заработать на имени Меган, как только та начала встречаться с принцем Гарри.
25.Г: Саманта «сделала карьеру, создавая истории для продажи прессе». Это ложь. Саманта никогда не «создавала» никаких историй, чтобы продать их прессе. На самом деле СМИ постоянно связывались с Самантой и преследовали ее, и она согласилась дать интервью, чтобы защитить себя от ложных историй, регулярно публикуемых в печати и на телевидении, в том числе тех, которые распространялись при помощи Меган.
25.Д: Саманта «потеряла опеку над всеми тремя детьми». Это ложь. Саманта никогда не теряла опеку ни над одним из своих детей. Меган пыталась разрушить доверие к Саманте и ее репутацию, потому что мать должна сделать нечто очень неправильное, чтобы потерять опеку над детьми.
25.Е: У Саманты трое детей от трех разных отцов. Это ложь. Саманта была замужем дважды, и у нее трое детей. Как отметил один репортер, это попытка Меган «пристыдить Саманту за легкое поведение» и еще больше подорвать ее авторитет и репутацию.
25.Ж: Саманта заключала сделки с прессой от имени своего отца. Это ложь. Не было ни одного интервью, заявления или любого рода «сделки с прессой», которая была бы заключена при посредничестве Саманты, организована ею или прошла с ее участием. Саманта не получила ни пенни ни от одного интервью ее отца. Меган снова пыталась дискредитировать Саманту, предполагая, что она продавала доступ к своему отцу.
* * * Из опубликованной в августе 2020 г. книги «Обретение свободы»:
27.А: Меган пересекалась с Самантой во взрослом возрасте всего дважды (стр. 173). Как указано выше, это утверждение совершенно не соответствует действительности.
27.Б: Существует только одна общая фотография Саманты и Меган: «если бы их было больше, Саманта продала бы их» (стр. 173–174). Это ложь. Есть много общих фотографий Саманты и Меган.
27.В: Саманта обратилась в газету Sun с рассказом о том, что Меган всю жизнь мечтала «подцепить члена королевской семьи» (стр. 174). Это ложь. Саманта никогда не связывалась с Sun.
27.Г: Sun «щедро» заплатила Саманте (стр. 174). Это ложь.
27.Д: Саманту не пригласили на первую свадьбу Меган (стр. 176). Это ложь. Саманту пригласили, но свадьба была на Ямайке. Саманта была прикована к инвалидному креслу из-за рассеянного склероза, у нее была маленькая дочь, и в то время она училась. По этим причинам Саманта не смогла присутствовать на свадьбе на Ямайке.
27.Е: Меган попросила своего отца «помешать Саманте» (стр. 177). Это ложь. Меган никогда не просила о таком вмешательстве. Такого разговора никогда не было.
27.Ж: Отец Саманты сказал ей: «То, что ты делаешь, причиняет боль твоей сестре» (стр. 177). Это ложь. Такого разговора между Самантой и ее отцом никогда не было.
В двух заключительных разделах иска (пп. 32–37 и 38–43, «Клевета» и «Косвенные свидетельства о клевете» соответственно) Саманта еще раз резюмирует, что из-за действий Меган она «понесла фактический ущерб в виде потери работы, потери дохода от продаж своей автобиографии, эмоционального и психического расстройства, включая беспокойство и страх из-за писем с угрозами, которые она регулярно получает»; ущерб нанесен ее профессиональной репутации и авторитету. В связи с этим она требует от Меган компенсации понесенного ущерба вместе с оплатой судебных расходов «и любой другой дополнительной помощи, которую суд сочтет справедливой и верной».
Отдельным, заключительным пунктом в документе указано: истица требует, чтобы дело рассматривал суд присяжных.