ЕС мечтает избавиться от российской газовой зависимости, надеется, что поставки СПГ помогут ей в этом вопросе. Но есть ещё и другой вариант — организовать на своей территории сланцевую добычу газа. Реален ли такой сценарий, и что за это Европа должна будет заплатить.
Американская The Wall Street Journal указывает, что ещё 15 лет назад в Европе добывали больше газа, чем экспортировала в неё Россия. Однако за последнее десятилетие добыча газа в Европе сократилась более чем наполовину (только за 2005-2015 гг. на более чем 100 млрд. кубометров).
Выпадающие объёмы европейцы компенсировали импортом российского газа. Уже в 2020 г. Россия экспортировала в страны Старого Света почти в три раза больше газа, чем добывала сам ЕС.
Падение добычи газа в Европе в первую очередь было вызвано тем, что либо старые месторождения исчерпали себя, либо, как в Нидерландах, могли стать источниками сейсмической опасности. Казалось бы, тупик, и другого пути, как импорт газа для решения этой проблемы нет.
Но европейские производители могли воспользоваться американским опытом — использовать гидроразрыв пласта и горизонтальное бурение для разработки сланцевых пород, добывая больше газа из земли.
По оценкам экспертов, на 2013 г. в Старом Свете насчитывалось 966 трлн. куб. футов технически извлекаемых запасов влажного природного газа, что могло обеспечить снабжение ЕС в течение ближайших 6 десятилетий.
Почему Европа не пошла по американскому пути? С одной стороны, уже в те годы руководство ЕС «заболело» идей декарбонизации своей экономики. С другой стороны, опыт США невозможно просто так масштабировать:
- во-первых, для организации сланцевой добычи требуется производство огромного числа буровых вышек. И если в штатах они были в избытке после консервации внутренней добычи и перехода на импортную модель, то в Европе такой задел напрочь отсутствовал
- во-вторых, потребление сланцевого газа должно носить в первую очередь местный характер, так как при малых объёмах и краткосрочности добычи транспортировка его на большие расстояния затратна и неэффективна.
- в-третьих, сланцевая добыча требует огромных территорий свободной земли, с чем в Европе большая проблема
- в-четвертых, необходимо политически послушное население, мало интересующееся экологией
И если первая и вторая причина чисто экономические, то третья и четвертая лежат в политической плоскости. Сланцевая добыча отравляет сельскохозяйственные земли, угрожая продовольственной безопасности ЕС, чего густонаселённая Европа не может себе позволить в принципе.
Поэтому, в Еврокомиссии и решили, видимо, на переходный период в энергопереходе на масштабное использование ВИЭ, ставку сделать на СПГ из США, Катара, Алжира, увеличение поставок трубопроводного газа из Азербайджана.
Пока что, с самого начала такого разворота, в энергетической политике Брюссель закономерно поджидают серьёзные проблемы. Цена на газ в Европе растёт, позволяя зарабатывать лишь американским производителям супер прибыль (данные на 3 марта 2022 года):
- Цена на газ на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) в пересчёте на 1000 м³ составила $171,5
- Цена на газ на газовом хабе TTF (Нидерланды) в пересчёте на 1000 м³ составила 1712,01712,0
Учитывая позицию Китая, которую озвучил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь — КНР продолжит импортировать российский природный газ и поддерживать с РФ регулярные торговые контакты, несмотря на западные санкции, «Газпром» форсирует свой разворот на Восток.
Глава государственной корпорации Алексей Миллер на днях объявил:
«Работа по проекту газопровода «Союз Восток» активно и успешно продвигается. Месяц назад были утверждены результаты технико-экономического обоснования, а сегодня подписан договор на проектирование. Это означает, что проект перешёл в практическую стадию».
ЕС фактически объявил «Газпрому» энергетическое противостояние, вот только выдержит ли Европа и её экономика последствия этого шага? Одно точно ясно – в выигрыше от этого, как всегда, только США.