Человеческие дети рождаются неразвитыми и уязвимыми, а еще около 303 000 женщин умерли при родах в 2015 году. Ни у одного другого примата не было таких жестоких родов или детей, столь долго разви-вающихся и беспомощных.
Некоторые ученые винят в нашем нестабильном репродуктивном сос-тоянии 6 миллионов лет эволюционного давления и вытекающие из этого компромиссов. Все началось с охапки фруктов. Поскольку африканская родина человечества превратилась в смесь леса и саванны, нашим пред-шественникам приходилось преодолевать огромные расстояния, чтобы собирать пищу. Ходьба большими шагами — без развязности походки шимпанзе или передвижения ног с костяшками рук — облегчала перенос еды.
На протяжении тысяч поколений таз менялся, чтобы сделать наш новый способ передвижения более эффективным. Верхушки тазовых костей рас-ширились, а лобковая кость сместилась к нижней части позвоночника, из-менив форму родовых путей. Входное отверстие — первое препятствие ребенка в приключении рождения — расширялось из стороны в сторону. Потомству теперь нужно было повернуться лицом к задней части матери, чтобы пройти через плечи.
Прямохождение была не единственным нашим анатомическим компро-миссом. Потепление климата сделало целесообразным быть длинным и худым. Гибкие конечности и стройные бедра создают такое соотношение площади поверхности тела и массы тела, которое делает потоотделение более эффективным. Это требование иметь стройные бедра повлияло на родовой путь. У современных людей выход канала шире спереди назад (да, напротив его входа), что означает, что младенцы поворачиваются во второй раз, чтобы освободить плечи.
На самом деле, сохранение хладнокровия было, вероятно, самой большой причиной наших проблем с рождением ребенка. «Терморегуляцию трудно понять — потому что вы думаете: «О, было бы жарко, но мы справимся — но на самом деле это то, что толкает Homo sapiens на действительно трудные роды», — объясняет Майова Адегбойега, изучающая таз доисто-рических гоминидов на факультете антропологии Калифорнийского уни-верситета в Дэвисе.
Наш активно развивающийся мозг еще больше усложнил дело. Ноггины (белок, участвующий в развитии многих тканей организма, включая нервную ткань, мышцы и кости.) удвоились в размерах за (относительно) быстрые 2 миллиона лет, предоставив нейроны, необходимые для решения сложных задач. Тела, уже приспособленные для того, чтобы выдерживать длинные шаги и жару, по-видимому, не могли справиться с исходом таких массивных черепов.
Возможно, поэтому новорожденные имеют сегментированные черепа, которые могут сильно сжиматься при рождении и сливаться в форму в течение первых двух лет жизни. Хотя это делает детей пугающе хрупкими, рождение недоношенным имеет свои преимущества: у нас меньше шансов застрять внутри утробы ценой своей жизни и жизни матери.
Понравилась статья?! Не скупитесь на лайк, оформите подписку (это бесплатно!), а еще почитайте следующие статьи:
1)Все, что нужно знать о вашем сне
2)Лечение разных видов рака