Домашнее задание, которое дети получают ежедневно в белорусских школах, стало уже притчей во языцех: большое, сложное, непонятное, странное, никому не нужное, неинтересное... Как говорится: нужное подчеркнуть.
Буквально на днях в детских сердцах юных белорусов зародилась надежда на то, что ненавистную "домашку" могут официально отменить.
Так, новый глава Министерства Образования РБ Андрей Иванец является отцом четверых детей. Его старший ребёнок в этом году идёт в школу, и он лично хочет изучить вопрос объема и сложности домашнего задания в белорусских школах. Министр образования пояснил, что в ближайшее время в стране не собираются отказываться от домашних заданий для школьников. Но кто знает, может, это всё-таки произойдёт? Такой опыт уже есть в ряде европейских стран: например, в Великобритании, Швейцарии, Норвегии дети в начальной школе не получают задания на дом. Очень значительно снизился объём домашнего задания в Финляндии, Испании и Италии, вплоть до его полной отмены для хорошо успевающих учеников.
Итак, я могу оценить объём домашнего задания и как родитель, и как учитель. Мои дети учатся сейчас в восьмом классе общеобразовательной школы (дочь) и в третьем классе начальной школы (сын).
У дочки ежедневно от шести до семи уроков в день. То есть каждый день обычно нужно в среднем подготовиться к пяти урокам на следующий день. Итого посчитаем: 6 часов в школе плюс минимум 3 часа на выполнение домашнего задания каждый день. Получается, что ученик в средней школе ежедневно тратит на тяжелый умственный труд больше времени, чем его родители работают на работе. И меня совсем не удивляет тот факт, что дети не только не любят школу: к её окончанию они её уже ненавидят. Заметим, что существуют обязательные контрольные работы, диктанты, сочинения и изложения. Но существуют ещё и проверочные, и самостоятельные, и практические, и лабораторные работы, тесты и зачёты, проекты и презентации. Всё бы ничего, если не одно НО: всё это на оценку. То есть, чтобы ученик хорошо проявил себя при написании таких работ, он должен после уроков в формате домашнего задания сесть и проделать огромную работу по изучению или повторению достаточно большого объёма информации. Это не является обязательным домашним заданием. Это подразумевается.
У сына всё не так плохо на первый взгляд: в среднем у него пять уроков в день. На следующий день надо подготовиться примерно к трём-четырём урокам. Домашнее задание по русскому и белорусскому языкам - одно упражнение, помеченное домиком, и правило или правила. По математике - примеры и задача. То, что в качестве домашнего задания должно быть задано по программе. Литература русская и белорусская: стихотворение наизусть (реже выразительное чтение), пересказ текста или его выразительное чтение. По поводу пересказа текстов у меня вопросов нет. По поводу того, что надо выучить наизусть всё, что написано в стихах в учебниках по обеим литературам, - вопросы есть. Я сообщила учителю, что мой ребёнок будет учить наизусть только то, что в дневнике помечено "наизусть". Остальное - по его желанию. Кстати, ни на один вопрос после рассказов или стихов по обеим литературам дети на уроках не отвечают. Вот такое вот преподавание литературы у нашего учителя. Знаю, что это частный случай. Поэтому не говорю, что во всех школах Беларуси так. Английский язык - обычно одно-два упражнения в рабочей тетради. И слова наизусть. Сын делает английский язык быстро. Человек и Мир - пересказ материала и ответы на вопросы.
Итак, как родитель я могу сказать, что мой сын в начальной школе домашними заданиями не перегружен. Всё, что задают, в пределах нормы и по времени длится недолго.
Что касается дочки, то тут не всё однозначно. Учителя разные и домашние задания и их объёмы тоже разные. Но не могу сказать, что мой ребёнок не спит и не ест, только учит уроки. Вера учится средне. Готовится к урокам так, как позволяют её есть силы и способности. Но готовится. Это я вижу. Сказать, что лично у неё в классе преподают очень плохие учителя, которые задают непосильное домашнее задание, я не могу.
Теперь скажу, как учитель. Думаю, основная проблема того, что дети вынуждены учить много такого, что им тяжело понять или что им неинтересно, заключается не в учителях, которые задают домашнее задание, а в качестве материала белорусских учебников. Так, многие из них написаны не учителями-практиками, а профессорами и доцентами вузов. Отсюда и сложная подача материала.
И хочу высказать свой взгляд на тот факт, надо ли задавать школьникам задание на дом. Думаю, да. Но объём домашнего задания должен быть небольшим, посильным для всех детей без исключения.
Например, по языкам (русский, белорусский и иностранный) надо обязательно учить грамматические правила, но делать это надо осознанно, не механически. К любым правилам по языкам надо уметь привести свой собственные примеры. Обязательно надо заучивать наизусть написание словарных слов. При подготовке к иностранному языку надо всегда учить наизусть слова и выражения (и так называемые речевые клише тоже), таблицу неправильных глаголов.
При подготовке к литературе (русской, белорусской и иностранной (чтение и прослушивание текстов на иностранном языке)) надо запоминать не только факты, но и обращать внимания на лексику (слова, которые использовал автор). Также надо учиться критически относиться к такой информации. Имеется в виду, после прочтения того или иного произведения надо уметь ответить на вопросы по тексту и иметь свою точку зрения.
По истории надо обязательно запоминать определения, основные факты /события и даты.
По математике надо знать основные определения (сюда нужно добавить теоремы по геометрии и уметь их доказывать). Обязательно надо знать счёт по порядку и таблицу умножения. Без этого никуда. Ну, и формулы тоже надо знать наизусть.
По физике надо тоже знать определения основных физических явлений, физические законы и формулы.
По информатике опять же-таки надо знать определения и учиться работать на компьютере и изучать компьютерные программы в действии.
По химии надо тоже учить определения, химические элементы (таблицу Менделеева) и формулы.
По географии надо тоже выучить определения основных понятий, знать политическую и физическую карты.
По биологии надо знать много понятий, определений, строение растений, животных, анатомию человека и т. п.
Это тот минимум, который надо знать учащимся в белорусских школах и который обычно школьники получают в качестве задания на дом.
Если я что-то упустила, пишите в комментариях. Буду благодарна. И обязательно дополню свою статью.
А что думаете по этому поводу Вы?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!