Китай — удивительная страна с невероятной сплоченностью нации. Стоит только дать им цель, как они готовы будут горы свернуть, чтобы достигнуть поставленного результата. И не всегда это играет им на пользу, ведь при довольно тоталитарной власти (которая была у них как минимум в середине прошлого века), это может быть опасно. И это едва не сгубило их в пятидесятых годах прошлого века, когда Китай едва не пал.
Впрочем, начало этой истории весьма неожиданное: китайское правительство решило поднимать сельское хозяйство, улучшая показатели урожайности. И казалось, задача простая, но подошли к ней Китайцы очень креативно, решив, что проблема фермеров не в недостатке рабочих рук и устаревшей технике, а... во вредителях, которых срочно надо уничтожать.
Под раздачу попали: мухи, комары, крысы и воробьи. Хотя правильнее будет сказать не воробьи, а воробьиные — в пылу борьбы птиц никто не рассматривал, хватали просто всех мелких пернатых. Идея была проста: вредители мешают сельскому хозяйству, поэтому чтобы поднять его с колен, надо от них избавиться. Вся страна в 1958 году и кинулась это делать. Увы, борьба с мухами и комарами провалилась практически сразу: враг оказался слишком маленьким и механическим способом бороться с ним оказалось невозможно: ничего, кроме инсектицидов насекомых не брало. А их тогда в Китае не было.
С крысами все оказалось тоже непросто. Отдельных особей можно было понять, но проворные и быстрые грызуны ловились плохо и просто прятались в норах и гнездах, не позволяя себя обнаружить. Да и плодились они быстро. Что же касается воробьев, то тут случился праздник: бороться с ними оказалось легко, а в масштабах почти всей страны — элементарно.
Все дело в том, что воробьи попросту не могут долго находиться в воздухе. По разным данным от 15 минут до часа они могут лететь без остановки, но потом — им нужен отдых. Этим китайцы и пользовались. Они целыми селами и даже городами выходили на поимку птиц. Они стучали кастрюлями, кричали, били палками по трубам и издавали так много шума, как могли. Цель их была проста — измотать птиц так, чтобы те сами падали к их ногам. Тогда-то справиться с "вредителями" будет куда проще.
Детей даже отпускали с уроков, чтобы они с рогатками охотились на вредителей — времена были такие, что голос разума молчал. До культурной революции было еще 10 лет, в Китае были орнитологи и зоологи, которые понимали, чем такой отлов обернется для страны, но раз сам Мао постановил, идти наперекор ему никто не решился — инакомыслие жестко каралось в те времена.
Как итог, воробьи были побеждены. И это даже возымело успех: в 1959 году урожая было очень много. Компания явно сработала: воробьи больше не клевали посадки. Увы, не клевали они и насекомых-вредителей, которые реально жрали в страшных количествах урожай. Тля, гусеницы и саранча в 1960 году сожрали посадки еще до того, как китайцы успели что-то собрать. Теперь уже для борьбы с ними детей отпускали со школ. Только вот справится с такой заразой было невозможно — нужны были химикаты, которых просто не было. Человек же не справлялся с задачей.
В итоге было принято решение обратиться за помощью к другим странам, в частности — к СССР, откуда воробьев в Китай оставляли целыми вагонами. Это и помогло преодолеть кризис, хотя 1960 год был в Китае невероятно сложным: голод был такой силы, что люди просто зверели. К счастью, ситуацию удалось нормализовать, хотя из-за голода население Китая сократилось, по разным подсчетам, от 10 до 30 мл человек.
Научила ли жизнь их чему-то? Отчасти. Из компании убрали воробьев, решив истреблять... крыс, клопов, мух и комаров.