Найти в Дзене
Социальная биология

Всем конформистам посвящается. Как люди становятся правыми или левыми. По книге "Биология добра и зла..."

Люди везде: в России, Америке, Украине, Китае – делятся на правых и левых. Так было, есть и, предположительно, будет. В детстве мы играем в те же игры и поем те же песенки, а вырастая становимся правыми или левыми. Почему?

Почему взрослые начинают делиться на тех, кто хочет вернуть старый режим и традиции (правые), и тех, кто верит в более светлое будущее и прогресс (левые)?

Начнем с небольшой провокации. С середины 20 века ученые предполагали, что интеллект обратно пропорционален консерватизму. Некоторые исследования даже подтвердили это. В итоге, оказалось, что низкий интеллект связан не со всеми консерваторами, а только сторонниками авторитаризма. Объяснение этому простое:

Авторитаризм представляет собой строгую иерархию. Чтобы понять ее, не нужно включать абстрактную логику – отличное решение для тех, у кого она не на высоте.

В одном исследовании левых и правых попросили объяснить причину бедности. В первую минуту обе стороны сказали, что виноват сам бедный человек. Но если давали время подумать, либералы чаще, чем консерваторы, старались взглянуть на всю ситуацию в целом: «Подождите, в мире столько несправедливости по отношению к бедным…». Консерваторы, в свою очередь, даже не пытались рассуждать и идти дальше, чем первое внутреннее чувство.

Если рассказать левым и правым про парня, который наступил на ногу партнерше во время танца, обе стороны с ходу нарекут его неуклюжим. Но только левые позже начнут включать голову: «Возможно, танец был сложный…».

На самом деле, и левые и правые вполне могут отбросить эмоции и рассуждать логически. Более того, они прекрасно понимают друг друга и с высокой точностью рассказывают идею оппонента. Но либералы больше заинтересованы рассматривать ситуацию с разных сторон. По мнению ученых, они ищут взвешенное решение и испытывают дискомфорт, если существующий ответ кажется им не гармоничным. Консерваторы подобного дискомфорта не испытывают, поэтому не видят смысла рассуждать, если уже есть одно мнение.

Но почему левые пытаются найти контекст, что побуждает этот дискомфорт?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос через смену убеждений. Да-да, заставить либерала думать консервативно вполне возможно и даже проще, чем побудить правого думать, как левый.

Есть такая закономерность: чем сложнее жизненные условия, тем вероятнее, что человек примет сторону правых. Например, чем быстрее нужно дать ответ, тем консервативнее он будет. Короткое время усложняет задачу.

Люди становятся более консервативными, когда испытывают голод, устают, болеют, находятся в алкогольном опьянении или решают много других текущих задач. Во время войны рассуждающих людей можно посчитать по пальцам. Строй идет ровным шагом и придерживается одного мнения.

Это вполне может быть ненависть к другому народу – не имеет значения. Главное, что мнение едино.

А дело вот в чем. Чтобы рассудительная лобная кора работала хорошо, нужна энергия и много глюкозы. Поэтому голодные люди менее щедры. Интересное исследование было проведено среди судей. Сразу после обеда они на 60% больше освобождали подсудимых, чем обычно, и почти не освобождали перед едой. Также милость судьи скуднела в течение дня, по мере уставания. Вот такое правосудие…

Правые, левые и шесть холмов морали

Наша совесть зиждется на шести холмах морали. Представьте себе систему координат из 6 осей, от плюса к минусу:

1. + Забота – - вред;

2. + Честность – - обман;

3. + Свобода – - подавление;

4. + Лояльность – - предательство;

5. + Авторитет – - ниспровержение;

6. + Святость – - осквернение.

Либералы больше ценят первые три основы: заботу, честность и свободу. Консерваторы ценят последние три: лояльность, авторитет и святость. Это абсолютно разные направления, вот и мнения полярные.

Например, допустимо ли говорить чужим плохо о своих?

· Правые: нет, лояльность важнее.

· Левые: вполне, если есть причина.

Можно ли пойти против закона?

· Правые: нет, законы нужно уважать.

· Левые: даже нужно, если закон не справедлив.

Так и с флагом, который для консерваторов свят, вполне может сойти за половую тряпку у либералов, если появится необходимость вымыть пол.

Расхождение в ценностях многое объясняет. Либералы считают, что право на заботу, честность и свободу имеет каждый. У правых превыше всего незыблемость авторитета, за что они согласны терпеть неравенство.

Но почему для консерваторов порядок важнее счастья? Все просто: лояльность, авторитет и святость объединяют. В группе гораздо проще бороться с главным врагом – неопределенностью.

Новшества особенно обостряют ощущение двойственности – кошмарный сон конформиста.

Консерваторам, как воздух, нужна предсказуемость и структуризация жизни. Мы 20 лет выбираем одного президента, и какая разница, что жить становится все сложнее, если достигнут венец стабильности.

«Мы не хотим новое, пусть лучше зло, но знакомое!»

В одном исследовании открылся шокирующий факт. Правые геи имеют больше бессознательных предубеждений против геев в целом, чем левые геи: «Мы будем отрицать даже самих себя, лишь бы примкнуть к общему мнению и поддержать систему».

Психология правых отличается и по склонности видеть в окружающем мире опасность. Для них, например, слово «разрыв» будет чаще ассоциироваться со словом «граната», а не «отношения» или «нитка». Если настроить человека на мысли о смерти, то он быстрее примет сторону правых. Если попросить посмотреть на ситуацию холодным взглядом, не прибегая к эмоциям, вы скорее получите либеральный ответ.

Консерваторы имеют более низкий порог отвращения, поэтому им сложнее контролировать свои негативные эмоции.

Они больше живут страхами – это факт. Но что удивительно, сегодня правые живут счастливее, чем левые. Почему? Дело опять же в ценностях. Для них неравенство – это оправданная мера власти, которая так греет душу. И не важно, что говорит диктатор – он прав. Если с новым правительством идеология меняется на противоположную, конформисты без сомнений примут новую сторону и упрекнут прежний строй.

В социальных вопросах правые больше ориентируются на чувство отвращения (примитивный пусковой крючок других глубинных чувств: патриотизма и ненависти), а не на ситуацию в целом.

И тут как раз настало время для разбора особенностей мозга. Оказывается, чем больше серого вещества в поясной коре (которая играет большую роль в проявлении сочувствия), тем более человек либерален. Тогда как у консерваторов на фоне небогатого содержания серого вещества увеличена миндалина – королева страхов и паранойи.

Генетики тоже углублялись в этот вопрос. По результатам экспериментов с участием близнецов, наследуемость той или иной склонности составляет 50 %. Конечно, эти данные не учитывают множество переменных, которые присутствуют в реальной жизни.

Но вот что я хочу сказать в заключение. Раз есть тенденция перехода от правых к левым, значит есть шанс направить человека на улучшение его интеллектуальных способностей.

Изначально важна среда, в которой ребенок становится взрослым. Больше 100 лет наше общество считало за правило не поднимать голову и не задавать вопросов. Сегодняшняя ситуация в стране – результат векового воспитания конформизма в людях. Мы воспитаны консерваторами, пора задуматься над этим. Давайте постараемся отбросить эмоции и рассуждать логически…

Материал составлен по книге Роберта Сапольского «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки».