Поздняя осень. Каждый солнечный день кажется последним и потому стремишься погреться, в редко пробивающихся лучах солнца. Вот стою и греюсь, благо обеденный перерыв. А на встречу ковыляет Света, наш "привратник". Так мы называем дежурного на кнопке электрических ворот. Остановилась, поздоровались.
" Куда ходили?" - спрашиваю
"В сбер..." У Светы своя манера распоряжаться деньгами. Установила себе "прожиточный минимум" и каждый месяц снимает эту сумму со своей пенсионной карты, остальное - на "книжку".
"...И ты знаешь что?.." она немного удивлённо продолжает наш разговор - "мне оказывается пенсию повысили. Ещё несколько месяцев назад. А я как-то и не заметила!"
" Ну, значит на мизер повысили".
" На тысячу".
" Если в вашей пенсии тысяча не заметна, - спрашиваю полу шутя - зачем привратником пошли работать?"
"Так я же с 12-ти лет работаю, мне дома скучно"
Света (именно так, без отчества, она просит себя звать) начала свою трудовую жизнь, как только ей стало под силу тягать мешки с овощами. Другой работы в те года в колхозе было не найти. А надо. Росла безотцовщиной. Мать одна с ней и младшими детьми не справлялась. Вот и пришлось уже в 12 лет идти работать. Часто болела, падала в обмороки. В школе, соответственно, училась кое-как. Но в техникум всё же поступить смогла. Отучилась на электрика. Но на распределение не попала - справка о здоровье не позволила. И пришлось ей как-то самой устраиваться или возвращаться обратно к мешкам с картошкой.
Стала ездить наудачу по городским предприятиям - вдруг возьмут, и однажды в трамвае увидела объявление от трамвайного депо. Туда и направилась...
Начинала Света кондуктором, потом стала вагоновожатой, дальше - наставником. Там же, в депо, встретила будущего мужа. Поженились, родили двух сыновей. И даже успели перед развалом Союза получить квартиру.
Но настали новые времена, 90-е... Работы почти не стало, а денег не стало совсем. Да и возраст уже такой, что никто брать не хотел. Хваталась за разные подработки. Муж же, слесарь трамвайного депо, предпочел водку. Из-за неё и развелись. Всю жизнь работающая Света не смогла ужиться с "философией" мужа. Тем более считала, что надо помогать детям. Те хоть и выросли уже, но нормально жить в те времена было тяжело...
А потом Свете предложили поехать в Москву, водить трамваи. На пару лет, до пенсии. Она, не долго думая, рванула туда. Самой вроде не много уже надо, но решила, что так сможет помогать детям и внукам деньгами. И ее московская "подработка" как-то сама собой превратилась в постоянную работу. В итоге Света проработала в московском трамвае на разных должностях ещё почти двадцать лет. И только отметив семидесятилетие, она вернулась обратно в свой город. Купила себе дачу и машину старшему сыну (что бы он ее возил на эту дачу). И теперь с весны до осени ковыряется на земле. Фрукты, овощи, цветы. А в конце дачного сезона ищет себе какую-нибудь работу в городе. Потому что не может без работы сидеть. Не умеет.