Лет 15 тому назад, то ли в Германии, то ли в Голландии я увлекся разговором с группой людей, объясняя им какой-то вопрос. Невдалеке мои две дочери, едва сдерживаясь от смеха, начали рисовать в воздухе руками обращенные ко мне большие круги. У меня сработал профессиональный инстинкт, и я даже не улыбнулся. А было отчего.
Дома я как-то рассказал анекдот, как наш советский ГАИшник выступал с лекцией о правилах движения на каком-то производстве. Понятно, во время обеда, поэтому народ нетерпеливо ждал конца. И вот ему из задних рядов показывают уже свой знак – «Закругляйся!». В воздухе руками чертился круг.
И вот этот ГАИшник вместо того, чтобы услужить и закруглиться, обрадовался:
– Мне тут подсказывают рассказать ещё про Окружную дорогу…
Вот этот-то знак и чертили мне в воздухе дочери.
Мой опыт публичных выступлений насчитывает 47 лет. Когда родилась первая дочь (1974 г.) попросился пристроить меня в общество «Знание». Мне нужна была подработка, а там платили аж 6 рублей 50 копеек за одно выступление. Деньги это были тогда большие. Мне было 22 года, я был на 3-м курсе истфака пединститута и меня отправили читать лекцию на … Москворецкий рынок в Москве.
Честно: после этого я перестал бояться. Потом с лекциями я объездил весь СССР, от мыса Шмидта до Донецка и Мариуполя, от Карелии до Ташкента.
Поэтому есть, что сказать по данной теме.
- Страх. Переводите страх в “нестрашный страх” – ответственность, не оплошать бы. Тогда перед своим первым выступлением я вспоминал краснознаменного маршала, который в гражданскую грозно вещал: «Я не мальчик! Мне уже 23 года…». Вот так мне помог М.Тухачевский. Много позже я выступал перед партийными чиновниками в Свердловском обкоме (будучи беспартийным) о 1000-летии Крещения Руси в 1988 году. Знаете, как меня пытались «избивать»… Но я уже не боялся. А в следующем году – выступал в
- одной духовной семинарии в поселке Заокском под Москвой… А в 1990 – в церкви пятидесятников в Финляндии…
- Надо хорошо знать тему, по которой выступаешь. Из своего опыта: если взять за 100% всё, что знаю по теме, примерно 10-20% выкладываю при выступлении… Остальное нужно, чтобы свободно чувствовать себя в аудитории. Остальное понадобится при ответах на вопросы.
- Какие конкретно будут эти 10-20%, у меня решится в первые минуты. Эти минуты очень важны – нужно, обязательно нужно установить контакт. Чтобы Вас не просто слушали, а услышали.
- Не бояться попасть впросак. Если ошиблись, признавайтесь перед всеми. Кайтесь. Не бойтесь! У нас народ любит как раз таких, а не тех, кто утверждает, что знает все.
- Да, есть люди, которые специально что-то там вычитают и ждут возможность задать вопрос и свою эрудицию показать… Понятно, для них важен не ответ, а вопрос, который поднимет его. Если не знаете ответ, а чувствуете, что человек хочет подловить Вас на заготовке, – переводИте это в дискуссию. Или прямо на вопрошающего: а Вы знаете? Ну расскажите, поделитесь, ведь интересно же… Пусть теперь сам отдувается.
- Недопустим менторский тон. Те, кто Вас слушает, должны видеть: Вы на их стороне, вместе с ними. Вы не тот, кто пришел говорить с позиций «вот я вам, неучам, сейчас всю правду расскажу»… Правда у каждого своя. И абсолютной правды нет.
- Еще один немаловажный нюанс: мы, друзья, советское поколение. Другое, чем все последующие. В нас есть невиданная сила… Но об этом другой разговор. Помните: мы говорим от НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ, которое имело высокие и добрые нравственные ценности…
- Если выступаете прямо перед аудиторией… Важно, как Вы входите. Как идёте. Каждый ваш шаг, движение уже под прицелом. Вы еще и выступление не начали, а (уверяю Вас) впечатление о Вас уже сложилось. И не только по одёжке (об этом тоже отдельный разговор).
- Если Вы входите в аудиторию сзади, то можно уже по-дружески здороваться, проходя по рядам. Я, например, не просто улыбаюсь в приветствии, а по-восточному, по-японски слегка кланяюсь.
- Этот маршрут от двери до места, откуда Вам предстоит общаться с аудиторией, чрезвычайно важен. Ваш контакт с аудиторией начался тогда, когда вы переступили порог и Вас заметили.
- Нужно занять главное место, откуда Вы начнете вещать. Кстати, во время выступления мне, например, лучше ходить. Подходить к тем, кто отвлекается или, наоборот, внимательно слушает. В большинстве случаев я спрашиваю, не возражает ли аудитория. Если я сяду? Таким образом я не возвышаюсь над толпой, а веду беседу.
- Осмотрите присутствующих, улыбнитесь. Поздоровайтесь – не с «толпой», а людьми, глядя в глаза. Скажите пару слов – похвалите (что собрались, что такие нарядные, что пришли…). Вы становитесь своим. Люди поймут, что Вы пришли с добром. Вы – свой. Так устанавливается контакт.
- Если перед Вами монитор, выступаете он-лайн, есть тоже несколько советов. Посмотрите брифинги МИДа России (они транслируются в он-лайн режиме каждую неделю), они многому научат. И как надо, и частично, чего лучше избежать. Ну, например, нехорошо ответы на вопросы начинать с «Вы знаете…». Это, как пресловутое «однако»…
- На монитор можете приделать фото человека, которому Вы доверяете, – вот обращайтесь к нему и рассказывайте. Или группу людей.
- Руки. Часто они помогают, но очень часто и мешают. Здесь (кстати, и в других пунктах, есть спорные моменты; я не настаиваю) обычно руки помогают, когда они как бы обрисовывают предмет. О котором вы говорите. И не помогают, когда Вы хотите сделать акцент – лучше это делать интонацией или словами. Есть великолепные примеры, как можно словом сделать сильный акцент. Но это уже высший пилотаж и иногда над таким словом (словами) думаешь не один год…
- Ваш внешний вид. Сейчас время такое, что всё можно. Но всё же помните: в центре внимания – не пресловутая толерантность и демократия, в Вы. Внимание на Вас. И Вы должны нравиться. Себе и Вашим слушателям.
- Очень много значит форма подачи материала, содержание. Есть, по-моему, три варианта выступлений.
Первый – Вы стали специалистом (и хорошим!) в теме, по которой выступаете. И делитесь своими знаниями.
Второй – Вы обозначаете проблему, доказываете, что эта проблема есть, что эта проблема серьезная. Но ни Вы и никто другой не знает ее решения. И приглашаете вместе поразмышлять, обменяться опытом, информацией, идеями. Например, есть и все более тревожит проблема аутизма. Проблема есть, а вот решения нет. Психологи призывают не слушать врачей, те не слушать педагогов-дефектологов (само-то слово исчезает, вместо дефектологии – специальная педагогика)… Одни кивают на прививки, другие на наследственность, третьи на экологию и питание и т.д. А тем временем контролёр высаживает из транспорта человека с расстройством аутистического спектра, потому что на вопрос «Ваш билет», он ответил, что билета нет. Да, билета нет. У него социальная карта. Но ведь её у него не спросили и он точно и правдиво ответил. А другой делает феноменальные шаги и его берут на работу в самые тайные службы…
Третий – когда после выступления возникает больше вопросов, чем перед началом выступления. Это значит, что Вам удалось разбудить людей. Они будут думать. Конечно, Вас могут забросать репликами: «Ну а делать-то что?». Сильный лектор знает, как из этого выйти. И из одного выступления вырастет целый спецкурс или курс.
Я бы мог ещё много говорить или писать об этом, но предписанные рамки вынуждают… Надеюсь. Ещё встретимся. Продолжение следует.
А вы что обо всем этом думаете?
Валерий Лебедев