Найти тему

Топи: неинтересный сериал о самом интересном

Год назад на платформе «Кинопоиск HD» вышел сериал «Топи», который стал экранизацией одноименного романа Дмитрия Глуховского. Большинство рецензий, написанных во время выхода сериала, называют его метафорой России, но что же на самом деле лежит за очевидной (даже чересчур) критикой?

Честно говоря, в сериале нет ничего удивительного, в том плане, что он полностью соответствует мировым тенденциям в кино: жанровое смешение, поиск нового героя, стерильная нетфликсовская картинка – все это есть и у «Топей». Но вот чего действительно не хватает – так это напряжения и интересного сюжета.

Метафору России, отличия глубинки от Москвы, продажность всех и вся, необходимость авторитарного Хозяина, я думаю, можно вынести за скобки. Это злободневный авторский комментарий, с которым, конечно, можно спорить, но на который он имеет полное право.

Оставим только сюжет. Группа (не)случайно собравшихся молодых людей едет в монастырь в Архангельскую область. Уже здесь скажем пару слов о героях. В первой серии для каждого из них нам даны предлагаемые обстоятельства. Кто-то в бегах, кто-то на пороге самоубийства или смерти, кто-то тяжело переживает смерть близкого человека, а кто-то просто ищет выгоду во всем.

-2

Хорошо, но тут и кроется главная проблема. Очень уж условны арки персонажей. Неинтересно наблюдать, как скептик станет верующим, потому что не видишь за этими изменениями реального человека – только схему. К тому же огромный потенциал есть у каждой сюжетной ветки, взять хотя бы постаревшую Катю. Ведь никто не заставляет превращать героя в метафору какой-то российской проблемы. Наоборот, было бы очень интересно, если бы каждый герой переживал изменения на разных уровнях: где-то добавить мифологию, куда-то политические моменты, какую-то линию сделать чисто драматической.

И наверно самое большое разочарование – отсутствие «химии» между героями. Да, они взаимодействуют, решают проблемы. Но драма, которая по идее должна рождаться из их взаимоотношений также слаба, как и их персональные арки.

-3

Почему так медленно?

Большинство отзывов говорят о том, что кино очень долго «разгоняется». В чем же причина? Учтите, объяснение, что мол это слоубернер, не сработает. Медленное кино держит зрителя не сюжетом, но атмосферой.

Что по атмосфере в «Топях»? Сначала кажется, что все очень хорошо. Интересные переходы, которые построены на бесшовной смене сверхкрупного плана лужи и дальнего плана болота, окруженного лесом. Зловещий ельник, полупокинутая деревушка, розовые ядовитые облака. С одной стороны, сеттинг продуман почти что до мелочей, но проникнуться атмосферой не удается. Возможно, все из-за того, что деревня нарисована слишком крупными мазками (для обобщения и метафоризации). Добавьте несколько запоминающихся деталей (как, например, попугай, который кашляет вместо мертвого старика) и окружающее пространство заиграет по-новому.

Очень хорошо в этом плане сделана локация зэков. Фургон, который как бы сакральное жилище, где обитают только они. Круг, который помогает охранять их от окружающих (или наоборот), как будто реверанс Гоголю и его «Вию».

-4

Мифологический сюжет

Еще раз скажем про нереализованный потенциал стать лучшим российским сериалом прошедшего года. Все дело в сильном мифологическом подтексте. Вероятно, что он идет от романа Глуховского, но в сериале показан поверхностно.

Мифическая модель «вторжения» мира живых в мир мертвых – универсальный сюжет. Каждый из героев пересекает эту границу в самом начале сериала. На протяжении семи серий персонажи проходят инициацию, явное изменение мировоззрения. Однако мифологическая схема реализована здесь неполностью. Последний этап, возвращение в мир живых, намеренно удален из схемы. Взамен этого режиссер дает нам мрачные картины фатальной обреченности. Символ круговой железной дороги, который венчает сериал, опять же скорее политическая метафора. Да и герои, судя по всему, инициацию так и не прошли.

Этот пласт сериала, хотя и явлен как фоновый, гораздо сильнее привлекает внимание, чем тривиальные метафоры, которые много раз проговаривались в других произведениях. И дело совсем не в том, должно ли искусство быть политическим или аполитичным. Дело в том, что со временем сиюминутные смыслы осядут на илистое дно этих топей, и а то, что останется вместо них может показаться недостаточной причиной, чтобы полюбить этот сериал.

-5