Доброго времени суток всем.
Отчего-то со вчерашнего дня я вспоминаю нашу соседку, жившую в соседней квартире, тетю Свету. Наверное, события внешние так придавили, что психика ищет выход. Радоваться весне и приближающемуся 8 марта не получается. О лете, столь любимом и долгожданном - вообще забыла, что оно есть в природе. Ну, и далее по списку. И потянулась душа к прошлому, но не яркому и запоминающемуся, а к незначительному, серому, почти незаметному. И отчего-то нашла в нем утешение.
Начну, пожалуй, с того, что моя мама очень быстро развелась с мужем после моего рождения. И ей предложили отдельную комнату в коммунальной квартире несколько поодаль от того дома, где я родилась, и мама жила с отцом. (В этом смысле, слава Богу, что еще действовали советские законы, и мама смогла из одной коммунальной комнаты разъехаться в две). Вот так мы попали на Душинскую улицу столицы. В соедней квартире на одной лестничной площадке жила семья: мать - тетя Клава, два ее сына - Толик и не помню имени второго - постоянно в тюрьмах, и дочь - тетя Света.
Как они приехали в Москву и откуда - не знаю. Глава семейства то ли умер к моменту нашего появления, то ли погиб гораздо раньше.
Тетя Света в раннем детстве перенесла менингит, который дал осложнения на умственное развитие. Училась она в "школе дураков", ходила неуверенной, покачивающейся походкой, с возрастом отставание стало заметно и на лице. А по юности, которую я не застала, но видела на фотографиях, она была крайне симпатичной девушкой без тени какого-либо уродства.
Надо отметить, что при всем вышеперечисленном, она ничего дурацкого никогда не делала и не говорила. Никакой социальной опасности не представляла, вредных привычек не нажила. Жила тихо, безвредно. Вспоминала, как в молодости была активна и задорна, любила путешествовать, посещала всякие экскурсии. Сама себя называла "лягушкой-путешественницей".
Единственный явный минус ее возрастал, видимо, тоже с возрастом: тетя Света была патологической грязнулей! Мне кажется, что она не мылась никогда! Амбре, конечно, следовал за ней везде.
Когда мама со мной на руках переехала в этот дом, она не сошлась с соседями по квартире и подъезду, да, собственно, и не ставила такую задачу. Ей бы выспаться! Но с тетей Светой отношения как-то завязались. Тогда, в далеком 1980 году, окраина Лефортовского района Москвы больше походила на полудеревню: машин почти не было, зелени много, от всяких точек скопления людей - далеко.
Мама часто выносила одеяло во двор, стелила прямо на нескошенную (даже представить трудно сейчас) траву (собачьих "бомбочек" тоже тогда не наблюдалось), и мы гуляли на свежем московском воздухе. Частенько к нам присоединялась тетя Света, тоже не имевшая общения среди соседей.
Если маме надо было оставить меня, но по каким-то причинам мы не шли в этот день в детский сад, я перекочевывала в соседнюю квартиру, в комнату не самую чистую, но тетя Света всегда легко находила со мной язык и радушно принимала. А что еще ребенку надо?
Когда я подросла, то главным "посредником" нашей своеобразной дружбы стал телевизор. У нас его не было очень много лет, и я частенько напрашивалась к тете Свете. Конечно, наши интересы разнились, но мы как-то умели услышать друг друга: то она шла на уступки, то я смотрела ее любимые индийские фильмы. Помню, как мы вдвоём смеялись над Луи де Фюнесом!!! Вот тогда я поняла выражение "кататься по полу от смеха".
Маму же связывал с тетей Светой гораздо более прозаический вопрос: постоянное безденежье. Все мое детство мы жили в крайней нужде, и через три недели на четвертую каждого месяца мама брала взаймы.
Потом, уже через много лет, тетя Света очень выручила нас при моем поступлении в институт.
Нашла в инете стихотворение, не совсем совпадающее с моей соседкой, так как тетя Света не имела вредных пристрастий, но верное по сути своей: в каждом человеке,даже убогом и всеми отвергнутом, есть любовь.
Продолжение следует......