Найти тему
Звенимир

Голоса богатырей - русские басы-профундо

До некоторой поры была Россия, пожалуй, самой певучей державой в мире, и это признавалось многими выдающимися музыкантами Европы. Эта певучесть проявлялась и в церковном пении, и в быту. Песня сопровождала всю жизнь русского человека. И никакая работа, никакое веселье не делались без песни. Поэтому вполне закономерно, что именно в России появился такой уникальный хор как Придворная певческая капелла при дворе русского царя в Санкт-Петербурге, а в нём - особое явление русской певческой традиции – басы-октависты или, как чаще в ходу, басы-профундо.

Придворная певческая капелла в Петербурге в 1829 году состояла из 90 певцов, среди которых было 50 мальчиков-певчих (25 дискантов и 25 альтов), 18 теноров и 22 баса, из которых басов-профундо (октавистов) было семь.

Три певческих богатыря. М. Круглов, В. Миллер, С. Крыжненко.
Три певческих богатыря. М. Круглов, В. Миллер, С. Крыжненко.

Бас-профундо - очень редкий певческий голос. Это самый низкий из басовых голосов. Но не только низким диапазоном характеризуется бас профундо. Среди уникальных качеств его, кроме низкой тесситуры, особый тембр, резонирование, глубина и полнота звучания. Октавистами певцов этого жанра называют потому, что поют они на октаву ниже баса.

Басов-профундо в мире называют русскими басами. Не потому, что они рождаются только в России, а потому, что они нужны для исполнения православной духовной музыки. В католических мессах ноты ниже ми большой октавы не встречаются.

Впрочем, далеко не у всех русских композиторов в хоровых произведениях можно встретить такие ноты. Для басов-октавистов писали Рахманинов, Гречанинов, Голованов, Львов, Чесноков. Георгий Свиридов использовал басово-профундовые ноты в своей духовной музыке "Вечере твоя тайная" и "Кондак о фарисее и мытаре".

Выдающийся концерт, где содержится большое соло для баса-профундо, написал Павел Григорьевич Чесноков: "Не отвержи мене во время старости".

Константин Розов.
Константин Розов.

Много историй, почти баек, про басов-профундистов. Всеобщее восхищение вызывал когда-то голос архидиакона Успенского собора Константина Розова. Рассказывали, как один раз шёл он домой к себе через мост, а навстречу ему бежала корова. Хозяйка кричит: "Батюшка, останови корову". Он как гаркнул, корова испугалась, шатнулась в сторону и упала с моста в реку. Говорят, не выжила корова, и пришлось Розову хозяйке денег на три коровы отдать. Была ещё байка про Розова, что в 1913 году он так оглушил пением императора Вильгельма в Германии, что тот на колени встал перед ним, умоляя больше не петь.

Из известных личностей, обладавших басом-профундо можно вспомнить актёра Романа Филиппова, солиста рок-группы "Н.О.М." Александра Ливера. Но всё же большая часть таких уникальных голосов прославилась в классическом и церковном пении.

Владимир Михайлович Пасюков
Владимир Михайлович Пасюков

Выдающимся басом-октавистом был Владимир Пасюков, не только блестящий певец, но и одаренная самобытная личность с благородной внешностью старорусского дворянина-аристократа, обаятельный, пользующийся любовью и уважением коллег, человек. Он был трудоголиком, и, фактически, из работы состояла вся его жизнь.

После армии одарённый молодой человек поступил в Певческую Капеллу. Затем был хор под управлением Н. Корнева, Мужской хор Санкт-Петербурга. Параллельно он постоянно пел в церкви - сначала в Преображенском соборе, потом Князь-Владимирском, и наконец, последние 12 лет служил в Казанском соборе. К сожалению певец уже оставил наш мир.

Из ныне здравствующих басов-октавистов, много пишут и говорят о Владимире Робертовиче Миллере. Вероятно, сейчас это самый лучший бас-октавист, к тому же обладатель абсолютного слуха.

Владимир Миллер, выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, исполнял оперные партии в постановках Мариинского театра, Нидерландской королевской оперы, театра Санкт-Петербургской консерватории, Большого театра Лодзи и ряда других. Ведёт активную концертную деятельность.

Концертный репертуар Владимира Миллера весьма широк — от древнерусских распевов до сочинений современных авторов. Большую часть творчества составляет исполнение русского классического романса, сольных партий в кантатно-ораториальных сочинениях разных композиторов.

Удивительно звучит голос другого выдающегося баса Юрия Вишнякова. Вместе с Владимиром Миллером и покойным Владимиром Пасюковым Вишняков является одним из самых известных басов-профундо в мире. Он пел с Владимиром Миллером в нескольких концертах начиная с 2005 года, также выступал вместе с Владимиром Пасюковым. В мужской хоре "Православные певчие", где регентом является Георгий Смирнов, выступал вместе с басами-профундо Виктором Крюченковым и Борисом Чепиковым.

Павел Михалик, Михаил Златопольский, Александр Орт, Михаил Круглов, Сергей Крыжненко... Россия до сих пор сильна своими басами-тяжеловесами. Но их становится всё меньше.

Рокочущие басы в русских хорах и сейчас поражают иностранных гостей своей мощью. Легко перекрывая звучание целого хора безо всяких микрофонов, октависты создают необычайно глубокую и красивую основу для звучания всего хора, хотя и поют при этом часто вполголоса.

В России и сейчас ещё есть много прекрасных русских хоров, но правда ослабла их база. Ибо нанесены сокрушительные удары по деревне, основной носительнице певческой традиции. В наших школах практически искоренены уроки пения. Старшее поколение басов-октавистов уходит, а новые увы.. не рождаются.

Пора возрождать богатырские певческие традиции на Руси. Россия в таких пробуждающих голосах очень нуждается.