Продолжение. Предыдущие материалы читайте здесь, здесь издесь.
Если кто-то говорит вам, что ему «не оставили другого выбора», берите ноги в руки и бегите. Прямо сразу, с места. Потому что это самый что ни на есть отъявленный злодей.
У любого человека всегда есть выбор. Вообще всегда. Если он, конечно, не грудной младенец, спящий сейчас в киевском метро.
Вы, наверное, уже не помните человека по имени Федор Горожанко. Он когда-то работал в IT-поддержке структур Алексея Навального, а весной 2021 года слил, воспользовавшись оставшимся у него паролем для входа, базу сторонников оппозиционера. Многих людей по данным этой базы уволили с работы, многих преследовали за оппозиционную деятельность.
Почти год после этого с Федором работали следователи, ведущие дело о якобы украденных Навальным донатах. Если вина Алексея по этому делу будет доказана, напомню, если кто не в курсе, ему грозит до 15 заключения.
В феврале 2022 года начались заседания суда по этому делу, которые проходят прямо в колонии в г. Покров, где политик уже отбывает наказание по «делу Ив Роше». Эти заседания, если вы не следите, проходят прямо в эти дни. На одном из этих заседаний Федор должен был выступить как один из главных свидетелей обвинения.
Но Федор дал совершенно противоположные показания, дав понять суду, что никаких фактических доказательств вины Навального нет, а дело было, по сути, сфабриковано. Федор сделал это совершенно неожиданно и для следствия, и для обвинения, сделал просто так – как он потом рассказывал в СМИ, просто потому, что его замучила совесть и не хотелось увеличивать уже причиненное им зло.
У Федора Горожанко был выбор, и он его сделал, хотя, несомненно, рисковал своей свободой и благополучием. Выбор есть всегда и у всех. И уж тем более он есть у людей, облеченных властью, занимающих руководящие посты. Тем более он есть у людей, не гнушающихся держать руку на пульте при обстреле городов.
Демонстративное заявление об отсутствии выбора того, кто совершает зло – всегда проявление самых низменных сторон личности. Нет таких обстоятельств, когда альтернативный вариант поведения невозможен, для взрослого и дееспособного человека. Безальтернативность – одно из самых ничтожных оправданий для проявления агрессии, это зло в чистом виде.