Наконец то нашлось время, как и обещала в одной из статей, написать о талантливом человеке, который подарил мультфильмы для всех возрастов, научил многих снимать красивые картины.
Сегодня – Хитрук Фёдор Савельевич, да снова некролог.
Родился 1 мая 1917 года в Твери, в еврейской семьи, у него были два брата старший и младший. Старший брат был рожден в Риге, на родине матери Фёдора, потом семья переехали в Тверь.
Еще в младенчестве он мог подолгу сидеть в своей комнате рисовать или делать из газеты мозаику, разорвав её на части и собрав изображение заново.
В 1924 году они переехали в Москву. Семья Фёдора после учебы отца и направления его в командировку в Германию, отправились туда.
С 1931 по 1934 года преимущественно проживали в Штутгарте.
Он хотел учиться в Штутгартской академии искусств, но ему отказали и он поступил в художественно – ремесленное училище. Во время учебы они часто ходили в зоопарк и рисовали животных. Его рисунки были опубликованы в немецком журнале.
В 1935 году на I Московском международном кинофестивале увидел мультфильмы Диснея и заинтересовался мультипликацией.
В 1936 году окончил художественный техникум ОГИЗа в Москве, потом был Институт повышения квалификации художников-графиков.
Набрав приличное количество эскизов, решил, что может быть полезен Союзмультфильму.
На курсах ему один художник с Союзмультфильма сказал: «Попробуйте толкнуться к нам на студию. У вас есть данные».
Они же так не считали и только упорство нашего героя, с третьей попытки – 10 ноября 1937 года, его утвердили в должности мультипликатора-стажёра.
В 1938 году стал мультипликатором.
В этом году вышло четыре картины:
Ивашко и Баба – Яга.
По мотивам русской народной сказки Ивашко.
У бабушки с дедушкой жил внук Ивашко. Он часто рыбачил на озере, где его поприметила Баба – Яга. Она его похитила.
Смогла ли съесть его?
Как обхитрил её Ивашко?
Охотник Фёдор.
По мотивам бурятской сказки.
Патриотический фильм про мальчика Фёдора, который прогонял японцев.
Сказка о добром Умаре.
По мотивам узбекской сказки.
Похоже на мультфильм Волшебное кольцо.
Мальчик Умар собирает и продает хворост. Однажды собака украла еду у богача, которому и продает мальчик товар. Мальчик спас собаку, потом ему перестали платить деньги, отдавали за товар еду, которой он делился с другом и кошкой. За доброту ему змея подарила волшебное кольцо.
Как кольцо оказалось у злодея?
Что победило в сказке?
Сказка про Емелю.
Та самая, про щуку и волшебные слова.
В 1939 году Дядя Стёпа.
Фильм снят по поэме Сергея Михалкова.
Повествует о великане Дяде Степе, друге всех детей.
Наш герой нарисовал дворника в этой картине.
Были еще в 1940 году Межвежонок, Любимые герои, в 1941 году Муха-Цокотуха.
Наступил 1941 год и Фёдора Савельевича отправили учиться, чтоб в дальнейшем служить переводчиком. По окончанию войны он еще два года был переводчиком.
В ноябре 1947 года (интересная закономерность, приняли его в ноябре, и вернулся тоже в ноябре) вернулся на студию.
Начал всё с нуля и работал усердно и плодотворно.
В 1948 году пять картин.
Волшебный ковер.
По мотивам восточных сказок.
Девушка узнав, что царь гор Вишапет похитил воду, соткала волшебный ковер, который должен возродить долину.
Получится ли у нее?
Охотничье ружьё.
Заяц смог обмануть лису и волка, используя ружьё охотника.
Серая Шейка.
Снята картина по рассказу Мамина-Сибирика.
Про дружбу, про то, что сделав добро, получишь в ответ добро.
Когда-то утка по имени Серая Шейка спасла зайца, но ей лиса перебила крыло. Она не улетела зимовать и однажды они встретились.
Слон и муравей.
Свадьба у лисы, все гуляют и веселятся. Но, всегда найдется, тот, кто решит все испортить, здесь это слон. Он вел себя вызывающе, но нашелся тот, кто его усмирил.
Цветик – семицветик.
Про то, как девочке от волшебницы достался цветок, исполняющий желания.
В 1949 году:
Гуси-лебеди.
По мотивам русской народной сказки.
Старшей сестре родители сказали следить за младшим братом, она оставила его без присмотра и его похитили гуси-лебеди. Брат у Бабы-Яги и ей придется его вызволять.
Кукушка и скворец.
По повести Сергея Михалкова.
В семействе скворцов пополнение их пришёл поздравить воробей. На песню скворца прилетела кукушка и высказалась по поводу семьи.
Лев и заяц.
По басне Гамзата Цадасы.
Заяц обхитрил льва и тем самым спас всех зверей.
Чудесный колокольчик.
По русской народной сказке.
В основе, отношение Маши с мачехой, добро вознаграждается и зло наказывается, как обычно.
Скорая помощь.
Раскрыли схему пирамиды, как развел удав зайцев и те остались с голой попой.
Каждый год выпускали по пять картин, перечислять все не будем.
Были мультфильмы, в которых наш герой пересекался с Качановым Романом Абелевичем, такие как 1950: Волшебный клад, Сказка о рыбаке и рыбке, 1951: Ночь перед Рождеством, 1952: Аленький цветочек, 1953: Храбрый Пак, 1954: Царевна-Лягушка, 1955: Заколдованный мальчик, Необыкновенный матч, 1957: В некотором царстве…
Были ещё и такие как: Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Валидуб, Каштанка, Волшебный магазин, Ореховый прутик, Снеговик-почтовик, Храбрый заяц, Двенадцать месяцев, Опять двойка, Снежная королева, Кошкин дом, Петя и Красная Шапочка, Тайна далёкого острова, Скоро будет дождь, Приключения Буратино, Непьющий воробей (Сказка для взрослых), Разные колёса, Человечка нарисовал я.
Помимо творчества, в 1956—1981 годах он преподавал на курсах художников-мультипликаторов, в 1980—2003 — на Высших курсах сценаристов и режиссёров, которые прошёл Петров Александр Константинович. Он обучил много талантливых людей.
В 1961 – 1983 год стал режиссером киностудии.
Первой его режиссерской работой стала картина История одного преступления, 1962 года.
Работа была нова для зрителя, не детский сюжет, песни Элвиса Пресли.
Вам зайдёт эта картина, если живёте в доме с плохой звукоизоляцией.
Про то, как можно даже доброго спокойного человека довести, своим неуважительным поведением, про соседей и шум, если совсем кратко.
Воспоминание Фёдора Хитрука: «Все рождается из малого. Мы жили на Тверском бульваре, и каждое утро дворничихи начинали страшно шуметь, а потом включали одну и ту же песню Утесова «Что-то я тебя, корова, толком не пойму». Я и сам не понимаю, как это вышло, но моим первым мультфильмом стала «История одного преступления».
Второй работой – Топтыжка, 1964 год, менее знаменитая картина.
Рассказывает о том, как медведь и заяц подружились, но им запретили общаться. Но дружбе нет преград.
Третья работа и успех – Каникулы Бонифация, 1965 год.
В основе сценария сказка чешского писателя Милоша Мацоурека «Бонифаций и его племянники».
Наш герой второй раз выступил ещё и сценаристом и не раз это повторится.
Он сделал это мультфильм лиричным, с юмор и главное философский.
Кто бы мог подумать, что фраза: «Подумать только, я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!», зацепила и он снял эту картину.
Про льва, который работал в цирке и узнав про каникулы, попросил себе тоже. Директор отпустил его к бабушке в Африку. У него были планы, но они рухнули.
Почему и из-за чего смотрите.
«Никогда в жизни я не испытывал такого беспредельного, головокружительного счастья, как в тот день, когда мои рисунки, которые целый месяц маячили перед моими глазами, вдруг соединились в незнакомого мне человечка, и тот зажил собственной жизнью. Произошло чудо, и я оказался к нему причастным», — писал Хитрук.
Все потому что, это тема ему близка, как он подтверждал позднее: «Кстати, Бонифаций — это тоже я. Не Хитрук Фёдор Савельевич, а художник вообще. После каждого фильма я проклинаю кинематограф в целом и свою профессию в частности: «Никогда в жизни! Пропади оно всё пропадом!…» Но случается, что сидишь в кинотеатре, показываешь детям мультики и снова возникает желание работать. Когда я вижу счастливые лица детей, которые смотрят мои фильмы, то я чувствую себя необычайно отдохнувшим».
Детстве мне было его жалко, какие жёсткие и эгоистичные дети, но если смотреть сейчас он не мог поступить иначе, но это не исключает выше сказанное.
Потом будут сатирические фильмы:
Человек в рамке, 1966г.
В сатире преподносится то, как многие держат себя в рамках, чтоб добиться и сохранить то, что получили, будь то карьера или положение в обществе. Другими словами, закрываются выбранной маской.
Сценарий написал Хитрук Фёдор сам.
Согласно полностью с критикой этой картины, звучащей так: «Это яркий пример обобщённо-гротескового типа-маски. Это сатирическая маска человека, который возвёл самосохранение и карьеризм в наивысшую степень, подчинил ему всё своё гаденькое существование. Рамка, о которой он столь печётся и которая по мере его продвижения по лестнице чиновного преуспеяния становится всё внушительней и помпезней, выразительно олицетворяет его отъединённость от мира, его патологическое равнодушие к людям, его паническую боязнь живой жизни… Рамка становится всё величественнее и массивнее. Наконец она замуровывает его, погребая «бумажного человека» под собственной тяжестью».
Вы тоже носите маску? посмотрите к чему это приведет.
Отелло-67, 1967 г.
Сделана картина была для ЭКСПО - 67, здесь так же наш герой был и сценарист и режиссер.
Актуальна тема до сих пор, снижение мировой культуры в современном обществе.
За минуту режиссер смог раскрыть эту тему доходчиво.
В одном интервью рассказывал как появилась идея: «Родился он так. Наша студия получила предложение участвовать в фестивале, который проходил в рамках этой «Экспо-67». Единственное условие—фильм протяженностью пятьдесят секунд. Не больше и не меньше. Когда мы получили это оповещение, меня взяла злость. Почему такие странные условия—пятьдесят секунд?! Помню, я так разозлился, что решил сделать фильм. А в этот период как раз в моде были Reader Digest. Была «оттепель», можно было уже посмотреть, что делается за «железным занавесом», а там были не только хорошие, но и плохие явления. В частности, одно из этих явлений—Reader Digest. Я тогда не очень понимал, да и сейчас не очень понимаю истинное значение этого выражения, но в каком-то городе мне попалась на глаза книжонка—тоненькая, может быть, страниц пятнадцать. «Анна Каренина». В пятнадцати страницах был изложен роман Толстого. Можно было прочесть между двумя трамвайными остановками и сказать: «Я читал «Анну Каренину». Но это, опять же, были такие мимо проходящие впечатления, которые откладываются в подкорке. А здесь вдруг они наложились друг на друга. Когда меня спросили: «Ты хочешь участвовать?», я сказал: «Господи! Что это такое? Ведь и Шекспира можно за пятьдесят секунд рассказать». «Вот ты и расскажи». Я подумал: «А почему бы и нет? Может, сделать комикс на тему «Отелло»? Пожалуй, можно». И мы сделали комикс».
А его высказывание: «Это пародия, сатира на те тенденции в литературе паковать великие произведения в удобные формы, чтоб не тратить много времени на прочтение. Это явление и сейчас распространено, в век компьютера. Сейчас вряд ли кто-нибудь будет читать в оригинале «Войну и мир». Наверное, предпочтет сокращенный вариант».
Ведь прав, когда я училась в школе в филологическом классе, нас заставили за короткий срок прочитать Войну и мир, а потом писали сочинения по каждому образу и событию, вели дневник прочитанных книг, многие читали краткий пересказ, только я уперлась и прочитала целиком, труды были оценены учителем. Но сам факт, того, что 95 % детей предпочли краткий пересказ, подтверждает, что Фёдор Савельевич прав как никогда.
Его следующую работу знают многие, это Фильм, фильм, фильм, 1968 года, кто еще мог так показать всю подноготную кинопроизводства?
Мучение сценариста, его труды, потом нервы режиссера, пока все утвердил, пока сняли. А на выходе еще и поменяли часть, большую.
Фёдор Савельевич выступил и сценаристом и режиссёром, вспоминал: «Вот «Фильм, фильм, фильм» рождался так. А это был для меня самый трудный фильм. В нем я десятки раз попадал в безнадежные тупики. Я просто не знал, чем его кончить…«Фильм, фильм, фильм» как сюжет родился из посторонней задачи. Мы начали делать титры для Станислава Ростоцкого. А идея титров заключалась в том, что пока шли титры с фамилиями—режиссер, автор сценария, монтажер и все такое—по экрану должны были бегать людишки, которые как бы изображали сперва сценариста, потом они с режиссером бежали вместе с фамилиями. Это была очень хорошая идея. Почему Ростоцкий отказался от нее?.. А второй момент, когда этот заряд скрестился, соприкоснулся с другим зарядом, и произошла вспышка, был такой. Я попал как-то на юбилей Виктора Борисовича Шкловского…он с этой улыбкой рассказывал страшные вещи. Рассказывал, как его запрещали, как его изгоняли, как его заставляли менять что-то в его работе. Какие муки он испытывал, видя, как корежат его мысль в процессе экранизации. Какие муки он испытывал, видя, какой бардак представляет собой то, что мы называем нашей советской кинематографией. Главным образом он мучился из-за того, что его ломали все время. Его, режиссера, и всю ту творческую энергию, которая была заложена в художниках. Рассказывал ужасные вещи. А потом в конце он, расплывшись в улыбке, сказал: «И это наше кинематографическое счастье!».
Ведь очень много фильмов потеряли свои лакомые куски из-за цензуры, не обоснованной, предвзятой.
Многие его знают как создателя серии мультфильмов про Вини-Пуха, озвученные Евгением Леоновым.
Хитрук выступил сценаристом совместно с Борисом Заходером, в основе сказка Алана Милна.
Серия состоит из трех мультфильмов:
1969 году Винни-Пух.
Мы знакомимся с этим милым медведем и его философией (про пчёл).
1971 году Винни-Пух идёт в гости.
Появляется интеллигент Кролик ,к которому наши друзья идут в гости.
1972 году Винни-Пух и день забот.
Винни узнает что у его друга день рождение и решает подарить ему горшочек с медом, но приносит уже пустой горшок. Ослик отменит день рождение в кругу друзей.
Данные мультфильмы любили все и цитировали сплошь и рядом. В свое время даже были всякие тесты, по типу кто ты из героев, ведь типажи темпераменты там подобраны на любой вкус.
Леонов часто жаловался что его ассоциируют только с увальнем медведем из этой картины.
Никто не будет отрицать, что он подошел идеально для роли.
Работа над образом медведя, рассказывает Фёдор Савельевич: «Сперва попробовали порисовать Винни-Пуха. Просто получается он или нет. Вот он сидит в кресле. Он не сразу у нас получился. То есть он получился и даже очень интересно, может быть даже интереснее, чем он сейчас в фильме, но тот Винни-Пух, которого мы придумали, требовал необычайно работы необычайной сложности. Потому что в нем были такие нюансы, его надо было делать мелкими штришками и раскладывать это на десятки тысяч рисунков—это непосильный труд. Ну, кое-как мы нашил ему конструкцию».
Вы могли заметить, что в отличии от Диснея, у нашего нет друга мальчика Робина, нет других зверей и нет такой продолжительности, зато есть юмор, душевность, милота, которую оценил даже создатель того Вини - Вольфганг Райтерманн.
Хорошо не догадались снимать как Санту Барабару, а то испортили бы как с Ну, погоди и Простоквашено, я писала об этом, почитать можно здесь.
Была в его карьере работа, идею которой привез директор Дрезденской мультипликационной студии (Вольфганг Кернике).
Как это было, расскажет наш герой: «Приехал из Германии Вольфганг Кернике... Приехал с предложением сделать фильм о Фридрихе Энгельсе. И ко мне обратились. Ну, видимо, видя мои фильмы. Повлияло еще и то, что я хорошо владею немецким языком. Они в первую очередь обратились ко мне. Мы сидели в ресторане гостиницы «Минск»: я, Вадим Курчевский, Кернике с Катей—с режиссером Катей Георги. И тут Кернике изложил свою идею: «Как вы посмотрите на то, чтобы сделать фильм о юноше Фридрихе Энгельсе?».
В промежутке между Вини-Пухом, в 1970 году выходит совместная картина Юноша Фридрих Энгельс.
Вряд ли кто-то смотрел, кто вообще понимает кто это? Что мы знаем о нём, кроме того, что вместе с Марксом они написали труд.
В основу картины вошли письма и рисунки Энгельса. Это не биография, как могли подумать, это знакомство с этим человеком, вне Маркса, какой он был.
Как высказался Хитрук об этой затеи и работе: «Он был блестящий карикатурист и блестящий эссеист. Его письма—это литературные произведения. Смешные, злые, остроумные и очень глубокие. И вдруг идея сделать фильм показалась возможной. Да, можно сделать фильм, не портрет, а портрет в письмах и в рисунках самого молодого Энгельса, который, как я убедился в этом потом, работая над фильмом, был, конечно, гениальным. Гениально одаренный человек! Независимо от Маркса и вне Маркса. И мы вот про этого домарксовского Энгельса и делали фильм...Не хотелось делать о политике, о политических деятелях, а хотелось сделать фильм о взбаламошенном юноше, необычайно одаренном, владеющем пятью языками. Он писал музыку, сочинял стихи, сочинял и политические статьи в девятнадцать, в двадцать лет».
В 1973 очередной фильм для взрослых Остров, с важным подтекстом.
Про одиночество человека в обществе, выраженное в картине в виде современной интерпретации истории Робинзона.
Не знаю как вы, но это замечательная работа, её оценили Золотой пальмовой ветвью.
Доказывает что гениальные идеи возникают спонтанно, главное о них не забыть, сразу воплотить.
Это работа вообще ШЕДЕВР, вышла в 1974 - Дарю тебе звезду.
Начать можно с фразы, всем кто решил вступить в семейные отношения смотреть обязательно.
Показано четыре истории, в разные времена остается неизменно одно, мужчина поет оды, а женщина в хозяйстве.
Обожаю этот фильм, в нашем доме часто звучит это ода:
Любимая, я тебя поведу к самому краю Вселенной
Я подарю тебе эту звезду!
Светом нетленным будет она озарять нам путь в бесконечность!
В 1976 году замахнулся на историю про Икара, написал сценарий и выпустил фильм Икар и мудрецы. Историю знаю все, про Икара и его желание летать.
Создание данной картины получилось случайно, когда работали над вставкой в художественный фильм Зигзаг удачи. Рязанов попросил сделать мультвставку, про то, что было с человеком до появления фотографии, после и когда она вошла в его жизнь.
Рассказывает Фёдор Савельевич: «И одним из них был рассказ об Икаре. «Если бы в то время был фотограф, он бы запечатлел…»—так примерно это звучало в фильме. И вот этот Икар… Боюсь, что я что-то придумываю, может, сейчас, а может, так оно и было. Он мне виделся совершенно в другом обличье. Не в образе античного героя, красавца, жертвенника, а в обличье маленького, смешного, нелепого человека, обуреваемого одной единственной страстью—летать. И в этой своей страсти он был жалок и смешон. Но эта страсть была настолько велика, что никакие катастрофы, никакие несчастья не могли его отвадить от этой мечты. Я это себе представил еще без всякого действия, еще не было никаких мудрецов. Да, я помню… Пока был только образ. Я его представил такого толстенького, нелепого, с этими ремнями, вонзающимися ему в тело. Ремни, которые придерживают крылья или какие-то плоскости, на которых он мог бы лететь. И этот взгляд, устремленный в ничто. Я даже видел портретный облик, у меня был его прообраз—я не могу называть фамилию человека—в общем, это был очень хороший человек с таким странным взглядом. Он косил, только не к носу, а в разные стороны. И мой Икар косил в разные стороны. Он смотрел в никуда, он смотрел в свою мечту. Пока только это. Никакого сюжета не было...А потом уже появилась мысль, что, если бы не было Икара, если бы он не совершал этих безумных поступков—поступков ненужных, вредных—не было бы тогда и умных изречений, потому что умные изречения могут быть построены только на чьей-то глупости, как поучение. Тогда возник образ мудрецов, которые знали, как нужно жить, но не жили. Они все знали—знали, что можно и чего нельзя. А натолкнуло меня на эту мысль нечто, что, кажется, не было связано с Икаром, но каким-то образом связалось у меня. Латинское: «Quod licet Jovi, non licet bovi». «Что позволено Юпитеру, то не дозволено быку». Каким-то образом перекрестились вот эти два фактора, и вдруг… наверное, не вдруг, но в довольно короткое время это оформилось как идея, как болевой момент, как точка столкновения. Ему этого нельзя, потому что это дозволено только Юпитеру, а отказаться от этого он не может и не хочет. А потом надо было просто уже по кирпичику раскладывать это, выстраивать по нарастающей линии».
Как сказал, можно смело в статус, в тезис, в аксиому, кто будет отрицать, что именно глупые, на взгляд других людей, поступки порождают высказывания типа Каждый сверчок, знай свой шесток, Лучше синица в руке, Рождённый ползать летать не может и так далее. И именно подобные мудрецы, в кавычках, которые всё видели и все знают, начинают учить жизни.
После Олимпиады в Москве 1980 году, последовали множества работ на эту тему, завершающей стала картина нашего героя.
В 1982 году шутливая история про Олимпийские игры - Олимпионики.
Повествует о начале начал, о зарождении, последующим развитии и упадке традиции греческих олимпиад.
Очень красиво и скрупулезно изложена античная атмосфера и дух того времени, рассказ идет с помощью закадрового комментирования.
Последней работой режиссера стала Лев и бык, 1983 года.
Сюжет притчи: два сильных зверя лев и бык были натравлены друг на друга шакалом. Они дрались до смерти и только в последнюю минуту жизни поняли, что шакал их обманул.
Он говорил, что книга стала одним из самых сильных переживаний детства, читая эту притчу «…я… надеялся, что гордые звери не поверят шакалу. А они верили и погибали, и я ревел от горя».
В 1993 году вместе с мастодонтами (Юрием Норштейном, Андреем Хржановским и Эдуардом Назаровым) открывают Школа аниматоров-режиссеров.
При поддержки этой организации был снят мультфильм Александра Петрова Русалка, про эту картину почитать можно здесь.
Знали вы:
- он один из составителей международного словаря терминов по анимации,
- автор множества статей об анимационном кино,
- переводил книги об анимации.
Фёдор Савельевич внес большой вклад в эту область, это сказано без преувеличения.
В последние годы жизни он посвятил семье, внукам.
Скончался 3 декабря 2012 года, на 96 году жизни.
Он пережил войну, подарил любимых героев и оставил жирный след в мультипликации и в области анимации, с этим не поспоришь.
Не поспоришь и с тем, что его работы актуальны до сих пор.
Как считаете вы? Делитесь мнениями в комментариях.
Подписывайтесь на канал и создавайте в своём вигвамчике хорошие настроения.
#биографии знаменитостей #хитрук фёдор савельевич #союзмультфильм #мультфильмы для взрослых #мультфильмы для детей #советские мультфильмы #каникулы бонифация #винни-пух #Фильм фильм фильм #сатира