«Дети, конечно, цветы жизни, но, кажется, мы поголовно увлеклись идеей «счастливого детства». Мы кутаем, оберегаем, потакаем детям, тем самым создавая тепличные условия для этих «цветочков». Однако надо понимать: изнеженность и избалованность не идут на пользу ни растениям, ни человеку…
Работаю в клинике, часто наблюдаю малышей и мам, которые приходят на прием. В детском уголке для малышни у нас есть игрушки, дисплей с мультфильмами. Единицы ребят играют аккуратно, берегут игрушки и не задирают сверстников. Остальные – уж простите, маленькие монстры, иначе не скажешь. Отбирают игрушки у крошечных «конкурентов», разбрасывают, топают ногами и орут – именно орут, а не кричат. И это – при полном родительском попустительстве. Мамы сидят с равнодушным видом, словно это не их дитятко бесчинствует. Иногда вяло говорят: «Ваня, ну успокойся…» А тот Ваня уже разнёс весь уголок и остальных детишек напугал… Мы, медперсонал, наблюдаем это – и молча скрипим зубами. Все мы люди зрелые, родились в прошлом веке и помним времена, когда такое поведение было недопустимо. Капризный невоспитанный ребенок был родительским позором. Если малец разошёлся не на шутку, внушительный шлепок по мягкому место приводил его в чувство – и это было нормальным. Да и посторонний человек мог одёрнуть маленького хулигана в присутствии родителей – и это было допустимо, никто не кричал в ответ, мол, «не лезьте не в своё дело, лучше своих воспитывайте».
А теперь всё иначе, деточки стали средоточием жизни, растут во вседозволенности. В наш словарный запас вошли оправдания: вместо «невоспитанный» - гиперактивный. Вместо «мы растим маленького тирана» - «мы воспитываем успешного человека». Позвольте, про успешность расскажу подробнее. Приятельница работает в престижной частной компании. Руководитель иногда приводит в офис своего девятилетнего сына. Это красивый, статный мальчик. Он любопытный, как и положено мальчишкам. Пока преуспевающий папа занят, Егорка слоняется по кабинетам сотрудников. И ему всё равно, что кого-то он отвлекает – папа попросту не объясняет такие вещи. Да и зачем, речь ведь идёт всего лишь о подчинённых… Если Егорке что-то понравится на столе работника, будь то яркая скрепка или оставленная конфета, он заберёт без предупреждения и извинения. О том, что брать чужое нельзя, Егорке не объясняют. По крайней мере, в папином офисе уж точно можно всё… А на днях случилось и вовсе интересное: в холле офиса стоит доска, на которой иногда пишут важные служебные объявления мелом. Егорка застыл возле неё, а вскоре корявыми детскими буквами красовалась надпись: «Все люди должны подчиняться мне. Все должны исполнять мои приказы». Одна сотрудница, дама со строгим взглядом на воспитание детей, взяла и подписала частицу «не» перед словом «все». Получилось, что не все должны подчиняться и исполнять приказы. Коллеги посмеялись и ждали реакцию мальчика. Когда он обнаружил, то топнул ножкой и вернул всё в прежний вид…
Конечно, никто не стал объяснять Егорке, что он ведёт себя неправильно. Но мы сделали выводы, как его воспитывают – растят «успешного человека и руководителя». Сами понимаете, кто вбил эти фразы в мальчишескую голову. С чем он столкнётся в дальнейшем, несложно представить: будет требовать и ожидать поклонения. А когда не найдёт этого, начнёт наказывать людей. Жаль, что родители маленького «императора» не понимают, что тем самым вредят себе. От начальника с завышенным самомнением можно уволиться, от жестокого избалованного наследника – никогда. В том, что «царёк» будет жесток и к родителям, можно не сомневаться.
Хочу обратиться к родителям – будьте здравы, не торопитесь исполнять все желания сына или дочки. Вседозволенность не имеет никакого отношения к разумному родительству: необходимые ограничения, отказы и принуждения входят во все педагогические системы. Ребёнок должен слышать слово «нет», понимать и подчиняться ему. По этому поводу один мудрец когда-то сказал: «Знаете самый верный способ сделать ребёнка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чём отказ»…