К производству ружей с вертикальным расположением стволов в нашей стране подбирались давно. Еще перед Войной, в конце 30х годов Е.С.Гуревич изготавливал опытные вертикалки собственной разработки. Но дело тогда не пошло - количество выпущенных ружей составило несколько тысяч единиц.
Практически сразу после Войны в Туле был создан ЦКИБ. И одной из первых моделей разработки ЦКИБ стала спортивная вертикалка МЦ-6. Но с учетом огромного количества ручного труда, с учетом сложности и немалой стоимости одной единицы - МЦ-6 никак не годилось на роль массовой вертикалки для охоты.
Нужно было что то другое - массовая модель, доступная для освоения на крупном заводе и пригодная для крупносерийного производства.
И таким ружьем стал ИЖ-59 - первое и последнее отечественное ружье, получившее собственное имя "Спутник".
Надо полагать, создателям Спутника не давали покоя лавры МЦ-6. И 59й получился скорее спортивным, чем охотничьим. О чем и было прямо указано - белым по черному, на руководстве по эксплуатации.
Что ИЖ-12 что ИЖ-59 оба ружья считались не просто охотничьими, а именно спортивно-охотничьими.
Ствольный блок длиной 750 мм и каналами стволов диаметром 18,5 мм в точности повторял параметры охотверсии ЦКИБовской 6й модели и ИЖ-54 выпуска до 1962 года. Сужения охотничьи 0,5 и 1,0 - в отличии от жестких стендовых 1,0 и 1,2. Стволы и патронники сразу изготавливали хромированными - на тот момент эту технологию уже отработали на ИЖ-54.
На ЦКИБе же стволы гладкоствольных ружей всегда были черными.
И главная особенность, делающая Спутник безошибочно узнаваемым даже теперь, когда самому молодому ИЖ-59 исполнилось 60 лет - ствольный блок, собранный на муфтах.
В то время над страной носился призрак всеобщего ухрущения - удешевления и упрощения всего, чего можно и чего нельзя тоже. Под этим соусом в Ижевске отказались от традиционной пайки ствольных блоков, ограничившись лишь тем, что с одной стороны стволы запрессованы в казенную муфту, а с другой стороны - в муфту у дульного среза.
Заодно - цевье сделали составным, из трех половинок. Две симметричные щечки цевья были закреплены на ствольном блоке неподвижно, а третья, нижняя часть, выполняла все те же функции, что и на любом ИЖе.
Ствольный блок получился не совсем удачным. Вернее, на тот момент, на 1959 год он опередил время. Спутники выпускались в одном единственном калибре - 12м. Каналы 18,5 предполагали широкий, равномерный, раскидистый бой все больше мелкими номерами дроби и относительно небольшими навесками. И стволы 750 мм предполагали дальние выстрелы.
Но вот какое дело. Ствольные блоки ранних 54 и ЦКИБовской 6й модели собирались из двух половин, в шип. И стволы были демиблочные - то есть, ствол и патронник как одно целое. Все это делало ствольный блок чрезвычайно жестким.
У 59-го стволы были собраны на муфтах, а в средней части их ничего не держало. При навесках до 30 грамм дроби проблем не было, но у нас народ сыпал в патроны 12 калибра навески побольше. Нагрузки на ствольный блок увеличивались и многие владельцы стали отмечать, что 59е крестят. То есть, нижний ствол бьет выше цели, а верхний ниже.
К тому же антабка была припаяна к нижнему стволу - и ствольный блок при переноске ружья на плече, что называется, дышал. То есть, нижний ствол едва заметно покачивался относительно верхнего в такт шагам.
На завод посыпались жалобы.
И к новому, 1960 году завод оперативно отреагировал на замечания - по середине ствольного блока появился стяжной хомут в форме восьмерки, с разрывом под прицельную планку.
Ружья с доработанными ствольными блоками крестить почти перестали, но репутация ружья была уже безвозвратно испорчена. В те годы безраздельно царствовали ружья с горизонтальным расположением стволов. И вертикалки казались чем то, из ряда вон выходящим.
И Спутник был принят народом с некоторой долей скепсиса. А тут еще история с гулящими стволами.
И как то так вышло, что ИЖ-59 сошел со сцены, не прожив на сборочной линии и трех лет.
Что характерно - наработки по ствольным блокам на муфтах не пропали даром. Через 20 лет после окончания выпуска 59-х, на ИжМехе взялись за производство серии комбинированых ружей ИЖ-94. А именно - малокалиберного Севера и среднекалиберной Тайги.
Сначала ствольные блоки комбинированных ружей были паяные. Потом выяснилось, что редкая ижевская комбинаха бывает состреляной хотя бы на 25 метров.
И в целях упрощения и удешевления процесса изготовления ствольных блоков - их начали собирать на зашплинтованных муфтах. Со встроенным в конструкцию домкратом для сострела гладкого и нарезного стволов. Были также версии со сменными роликами между стволов.
А составное цевье, только не из трех, а из двух половинок - половинок прижилось на малокалиберном Севере. Но это было много позднее.
Вернемся же к герою нашего романа. Колодка 59-го оказалась весьма удачной. Настолько удачной, что конструкторские решения, заложенные в колодку ИЖ-59 - с незначительными изменениями были взяты для ИЖ-12 а впоследствии и ИЖ-27.Основное внешнее отличие колодок - у 59 была сложная врезка железа в дерево, состоящая из двух полуокружностей. У 12го врезка гораздо проще. И характерные кососрезанные крылышки на ствольном блоке ИЖ-59 сменились закругленными.
Так вот ИЖ-12. Первые партии новой вертикалки были собраны к ноябрю 1961 года. Опыт прежней модели был учтен - ствольный блок, хоть и был составным, собранным на муфтах - но планки именно припаивались, именно по всей длине ствольного блока. И к малопопулярному тогда 12му калибру добавили народный 16й. То есть 12-е выпускались с двумя разными колодками и в двух калибрах.
В 12 калибре от спортивной сверловки 18,5 мм вернулись к довоенному немецкому стандарту - 18,2 мм. Осыпь стала не такой равномерной от выстрела к выстрелу - зато добавилось резкости боя. В 16м калибре - взяли за основу тот же стандарт - каналы стали 17 мм ровно.
Цевье 12го приобрело характерную закругленную форму. Хотя до округлого биодизайна 90х оставалось еще лет 30.
Все винты цевья были спрятаны головками внутрь цевья. А третий винт получил характерную футорку.
Цевье же получилось простой и лаконичной формы. Наверно, в Ижевске ничего лучшего с тех пор и не смогли сделать.
Первое время предохранитель был неавтоматический. Но где-то с 1966 года стал увеличиваться объем ружей, поступающих на экспорт. А к тому времени во многих странах на всех без исключения ружьях требовалось наличие автоматического предохранителя.
Что и было добавлено на ИЖ-12. Теперь на каждый поворот верхнего ключа ружье отзывалось включенным предохранителем. Заодно - в ударно-спусковых механизмах, на примере ИЖ-54, появились интерцепторы.
В остальном - конструкция нового ружья нареканий не вызывала. На базе ИЖ-12 было разработано комбинированное ружье ИЖ-15 - под отечественный патрон 5,6х39. С возможностью доукомплектовать ружье переходниками с 5,6х39 на 22LR. Гладкий же ствол был только в 16 калибре.
Тогда же было положено начало производству ижевских штуцеров. К окончанию выпуска модели ИЖ-12 уже существовал отечественный патрон 7,62х51 с полуоболочечной пулей. И на существующей колодке ИЖ-12 было выпущено около 400-500 штуцеров с двумя парами стволов в комплекте. Стандартной гладкой парой и второй, нарезной парой. Впрочем, в народ они не пошли - как и ИЖ-15.
За все время выпуска, с 1962 по 1972 годы, было выпущено 311633 единиц, из них на экспорт уехало чуть не каждое второе ружье - 129 000 единиц.
Могло бы и больше, но вот какое дело. Зарубежные покупатели требовали, чтобы часть выпускаемых ружей была с эжекторами. А разместить эжекторы в цевье и соответственным образом доработать коробку - означало внести серьезные изменения в конструкцию и затронуть основное производство.
Внесение подобных изменений однозначно бы сказалось на производстве ружей - а этого делать было никак нельзя. Ружья в то время были надежным источником валюты. А потому было принято волевое решение - создать на базе выпускаемого ИЖ-12 новую модель, в конструкцию которой выпуск эжекторной и экстракторной версий будет заложен изначально. Так появился на свет ИЖ-27. Одновременно было принято решение упростить конструкцию ружья и максимально унифицировать эжекторную и экстракторную модификации. До выпуска всех калибров на одной колодке - тогда еще не додумались.
Тем не менее, упразднили четыре винта на колодке, на которых держались рычаги взвода - их заменили короткими осями, фиксирующимися тугой посадкой.
Еще - тоньше стали рычаги взвода. В угоду эжекторной версии изменилась форма основания цевья. Само же цевье из округлого стало угловатым и обрело изгиб-утолщение в форме морской волны - в угоду моде тех лет. Подобный же изгиб-утолщение обрела и ложа. Надо полагать, в целях повышения механической прочности.
Изменился движок предохранителя - он стал немного короче и заметно более неудобным. Обуславливалось это тем, что предохранитель стал автоматическим, на всех выпускаемых ружьях.
Стало быть, на предохранитель ружье встает само. А задача владельца - только выключать предохранитель.
Были внесены незначительные изменения в УСМы и несколько изменилась форма колодки.
Еще - 27 в отличии от 12, перестал считаться спортивно-охотничьим. Стал просто охотничьим ружьем.
По сути и смыслу, ИЖ 27 выпуска в интервале 1971 - 1989, до модернизации повлекшей литеру "М" - по технической части недалеко ушел от ИЖ-12. Но по ощущениям - 12 и ранний 27 - разные ружья.