С самоподготовкой разобрались. Переходим к работе с информацией. Или ты можешь начать чтение книги с начала.
Весь процесс проходит в две стадии:
Стадия 1. Обрабатываем информацию
- Восприятие (знакомство с информацией);
- Осознание (здесь мы вникаем в суть);
- Запоминание (создаются устойчивые нейронные связи).
Стадия 2. Используем информацию
- Вспоминаем (способность воспроизвести информацию в любой момент);
- Собственно использование (можно я не буду это пояснять?).
Будет понятнее на примере с математической формулой. Возьмем, скажем, теорему Виета.
Восприятие: ты впервые увидел ее на доске или странице в книге.
Осознание: ты прочитал ее доказательство и вник в суть, понял, для чего она вообще нужна и когда полезна.
Запоминание: ты закрыл ладошкой формулу и попытался повторить ее наизусть.
Вспоминание: перед самостоятельной ты проговорил про себя формулу и убедился, что помнишь ее.
Использование: на самостоятельной тебе попалось квадратное уравнение с а=1, ты вспомнил, что в этом случае можно применить Виета, и решил задание за четырнадцать секунд без тягомотины с дискриминантом.
Обычно восприятие и осознание происходят одновременно. Разделяются они только тогда, когда ты очень устал или просто тормозишь. Это то, что называется «долго доходит». Например, когда ты перечитываешь по пятьдесят раз одну страницу и все равно не улавливаешь суть. Но мы возьмем за правило, что ты машина и всегда сосредоточен и полон сил, окей? Так проще.
Итак, на этапе первичной обработки ты взаимодействуешь с носителем. В твоем случае носитель = учебник.
Учебники — это очень крутая штука на самом деле. Просто мы не умеем ими пользоваться.
Как выбрать учебник
Когда ты заходишь в книжный магазин, глаза разбегаются: образовательной и околообразовательной литературы сейчас действительно стало очень много. Как отделить мух от котлет? Есть пять универсальных фильтров, которыми стоит пользоваться при поиске хорошего учебника для подготовки. Да и вообще для учебы.
- Он рекомендован для школьной программы Министерством образования.
- Он рекомендован ФИПИ.
- Он рекомендован для поступающих в вузы или выпущен вузовским издательством.
- Он есть в списке литературы для подготовки к перечневым олимпиадам.
Так или иначе, это все учебники, которые прошли какую-то проверку: либо Минобром, либо ФИПИ, либо за них берет ответственность вуз, либо его авторы зарекомендовали себя.
Но будь осторожен: везде есть подводные камни! Например, рекомендация Минобра получается довольно легко. Так что в некоторых случаях это показатель не качества учебника, а ушлости его автора (поскольку он, конечно же, зарабатывает на отчислениях с книг). Штампик ФИПИ сейчас встречается на каждом шагу, причем я сам находил кучу опечаток и неточностей в такой «рекомендованной» литературе.
С вузовскими учебниками и учебниками из списка литературы все иначе. Во-первых, не пугайся, что их так много. Бери самые первые — это то, что тебе нужно. Это действительно очень стоящее чтиво с одним лишь нюансом: здесь ты не просто читаешь учебную скукоту, а как будто смотришь историческое кино! Благодаря мелким подробностям и интересным деталям, обязательным для студентов и необязательным для школьников, книга захватывает тебя. Но для экзамена нужна лишь маленькая часть из этого богатства, и порой ее бывает трудновато выделить.
Важный момент: не по всем предметам стоит читать вузовские учебники. Например, по русскому этого делать не нужно. Лучше обсуди это с преподавателем, который хорошо знает, как работать с ЕГЭ по интересующему тебя предмету, и которому ты доверяешь.
Единственный критерий, которому можно доверять безоговорочно, — это автор-составитель ЕГЭ (только, конечно, проверь, что он причастен к экзамену конкретно сейчас, а не 5 лет назад). Вот из такой книги ты узнаешь позицию экзаменационной комиссии и поймешь, чего от тебя будут ждать в День Икс.
Как найти составителей ЕГЭ?
Решать тесты ты можешь, в принципе, где угодно, но обрати внимание: искать актуальные на конкретный год методические рекомендации стоит только через составителей ЕГЭ. И здесь в очередной раз понимаешь, как здорово, что у нас есть сайт ФИПИ. Именно там лежат официальные рекомендации по подготовке (с перечнем всех тем, которые ты должен знать, списком литературы, полезными ссылками и даже вебинарами от составителей).
Фамилии составителей по всем предметам там же.
Если будешь покупать бумажные сборники вариантов, эти же самые фамилии (запомни или выпиши авторов по своим предметам) будут гарантией качества.
Почему нужно вкладываться в учебники
Образование и наука, как ни странно, вещи весьма противоречивые. Например, одну и ту же теорему разные авторы объясняют по-разному. Нет, в смысле не с разных сторон, а используя разную формулировку. Даже исторические даты могут разниться от источника к источнику (почему так происходит — черт его знает).
Твоя задача — не бояться таких спорных моментов, но знать про их существование. Соответственно, чем больше учебников у тебя будет — тем лучше. Но! Это правило опять же работает не со всеми предметами!
Еще момент: книги. Бумажная книга намного приятнее электронной, в ней можно делать пометки, не надо к ней относиться как к ценнейшему артефакту в советской библиотеке. Книга — это инструмент, а не икона, а учебник тем более. Делай заметки, на полях, лепи стикеры и выделяй важные места маркером.
Книга от этого не потеряет, а, наоборот, приобретет: ею станет удобнее пользоваться, ты быстрее будешь находить нужные тебе разделы и тезисы. Ну и роднее как-то будет.
Чем отличается учебник от справочника
Ты сто процентов встречал где-нибудь сочетание «учебная и справочная литература». Так вот, учебную и справочную разделяют неспроста. Это абсолютно разные вещи!
Учебник — это информация в текстовом виде. То есть «предложения, связанные по смыслу и грамматически» (ну, ты и без меня это знаешь). Тут есть схемы и таблицы, но в них дублируется то, что написано в параграфах. Основной объем книги занимает все-таки текст.
Справочник (имею в виду школьный справочник) — это сборник таблиц и схем. По сути, это конспект, то есть уже переработанная информация.
Можно сравнить учебники и справочники с разной едой:
Еда
Ценность еды измеряется в здоровой энергии, которую можно из нее получить. Чем еда здоровее, тем больше требуется усилий, чтобы ее переварить. А следовательно, тем больше разгоняется метаболизм, и мы здоровеем. Все уже знают, что быстрые углеводы — это зло. Организм практически не работает, когда переваривает их. Энергия от них поступает очень быстро, но так же быстро иссякает. Поэтому всякие батончики, мюсли и шоколадки подходят для перекусов, чтобы восстановить запас сил в экспресс-режиме. Но в основной прием пищи должны входить медленные углеводы. Они дольше перевариваются, и сытость от них сохраняется надолго.
Учебники
Когда ты готовишься к экзаменам, информация — это и есть твоя пища. Таблицы и схемы работают как быстрые углеводы. С их помощью можно быстренько освежить знания, но не более того. Они часто не показывают логических и причинно-следственных связей, поэтому целостной картинки у тебя не сложится. А вот учебники как раз объяснят тебе, откуда что взялось. Воспринимать информацию труднее, зато и пользы больше. Тут ты самостоятельно пропускаешь материал через себя.
Когда и как употреблять
Медленные углеводы, белки и правильные жиры — основная еда. Быстрые углеводы — на перекус, когда нет возможности поесть нормально, а энергию взять нужно.
Когда и как употреблять
Учебники — основная литература для изучения материала и подготовки. Справочники — не для изучения, а для повторения. Использовать только тогда, когда нет возможности вдумчиво сидеть над учебником (в транспорте, на ходу, под партой).
Теперь ты должен перенести информацию с носителя (из учебника) себе в голову. Но сделать это лучше через промежуточный пункт — конспект. И здесь я выделяю два основных правила.
1. Не пугайся объема конспекта.
Он не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким.
В идеале после проработки пары-тройки учебников по 500 страниц у тебя должен получиться свой собственный справочник в таблицах и схемах на 48–96 тетрадных страниц. Если получается больше, ты что-то делаешь не так.
2. Рисуй, твори, создавай.
Предположим, тебе нужно что-то запомнить для географии или истории.
Но рисуй схематично и не пытайся повторить все изгибы береговой линии Европы. Твоя задача — структурировать информацию в мозгу. Наш мозг мыслит упрощенными формами. Ему неважно, будет Украина обозначена квадратом с точечкой «Киев» или красиво срисована с политической карты мира по контуру — он все равно запомнит квадрат с точечкой «Киев». Ему неважно, будет между Москвой и Петербургом три или пять сантиметров. Ему важно, что Питер находится выше Москвы. Поэтому не трать время на художества, они все равно тебе не помогут.
Подробнее об использовании информации в полной версии статьи. Далее обсудим работу с учебником и конспектом.
***
Вы можете предложить свою тему для статьи, а мы найдём экспертов и опишем всё в подробностях.