Найти в Дзене
Музей КАМАЗа

Знаковые автомобили КАМАЗ. КАМАЗ-6520.

Сегодня покажу вам материалы о самосвале, который считается одним из самых популярных и уважаемых отечественных грузовых автомобилей.

Этот автомобиль не просто грузовик, он положил начало целому семейству автомобилей КАМАЗ, которые сегодня носят название «тяжёлые автомобили». К этому семейству относятся самосвалы КАМАЗ-6520, -6522, -65201, -53605; седельные тягачи КАМАЗ-5460, -6460, -65225, -65226; бортовой тягач КАМАЗ-5360.

И сегодня речь пойдёт об автомобиле КАМАЗ-6520.

Первые образцы этого автомобиля были изготовлены ещё в 1992 году. По словам Азаматова Рамиля Абдреевича – главного конструктора КАМАЗА (1987-1995) «в то время уже шли испытания, но после пожара на заводе двигателей работы были приостановлены, и продолжены лишь в 1995 году».

Пожар на заводе двигателей 1993 года поставил задачу перед конструкторами КАМАЗа в срочном порядке адаптировать для своих автомобилей самые разные моторы, в том числе и иностранные. Но при этом и не забывая про свой новый камазовский, мощностью 320 л.с., отвечающий стандартам ЕВРО-2.

-2

Стоит сказать, что двигатель ЕВРО-2 ставился на самосвалы КАМАЗ-6520 до 2009 года. После 2009 года на грузовик стали устанавливать более мощные моторы (360 и 400 л.с), отвечающие требованиям ЕВРО-3. Среди них были как свои родные-камазовские, так и американские КАММИНЗ.

-3

Ещё одной технической особенностью, и важной особенностью этого грузовика было то, что по словам Новицкого Казимира Иосифовича – начальника конструкторского бюро по ведущим мостам «для автомобиля КАМАЗ-6520 был разработан совершенно новый мост с планетарной колёсной передачей».

-4

Но вернёмся к истории создания автомобиля. Внизу приказ «Об изготовлении опытного образца базового автомобиля-самосвала КАМАЗ-6520», подписанный Бехом Николаем Ивановичем - генеральным директором КАМАЗа (1987-1997) 13 июля 1995 года.

В канун нового 1996 года опытный образец КАМАЗ-6520 был готов к испытаниям. Внизу фотографии, сделанные на фоне опытного образца автомобиля КАМАЗ-6520. Декабрь 1995 года.

Второй справа Матросов Геннадий Иванович - один из первых испытателей нового тяжёлого самосвала.
Второй справа Матросов Геннадий Иванович - один из первых испытателей нового тяжёлого самосвала.
Слева направо: 1. Мошин Александр Александрович – начальник кино-фотолаборатории НТЦ. 2. Ключко Дмитрий Анатольевич - водитель-испытатель. 3. Васильев Николай … – водитель-испытатель. 4. Валеев Данис Хадиевич – главный конструктор КАМАЗа. 5. Матросов Геннадий Иванович. 6. Ким Владислав Михайлович
Слева направо: 1. Мошин Александр Александрович – начальник кино-фотолаборатории НТЦ. 2. Ключко Дмитрий Анатольевич - водитель-испытатель. 3. Васильев Николай … – водитель-испытатель. 4. Валеев Данис Хадиевич – главный конструктор КАМАЗа. 5. Матросов Геннадий Иванович. 6. Ким Владислав Михайлович
Первый ряд слева направо: 1. …2. …3. Башлыкова Галина Васильевна – начальник ПДО ЭЦ. 4. Панфилов Вячеслав Михайлович – начальник управления экспериментально-исследовательских работ НТЦ. 5. Орлова Неонила Федоровна - инженер-конструктор. 6. Платонова... – инженер -конструктор. 7. …8. …9. …10. Пластинин Борис Порфирьевич – начальник КБ (в светлом костюме)11. ....12. …13. …14. … (в синем халате)15. ….16. Кулаков Александр Тихонович - заместитель директора НТЦ по производству. 18. Аверьянов … - мастер участка рам экспериментального цеха.  Второй ряд слева направо: 1. Дашков Владимир Николаевич – инженер - конструктор самосвалов. 2. … (женщина в серой юбке). 3. Шарифуллин Александр Григорьевич – начальник технического бюро. 4. Рак Виктор Петрович - начальник КБ систем двигателя. 5. Смирнов Игорь Геннадьевич –главный конструктор по агрегатам. 6. Волошко Владимир Владимирович – начальник опытного производства. 7. …8. Валеев Данис Хадиевич – главный конструктор КАМАЗа. 9. Гараев Риваль Саетзянович- инженер-конструктор (в очках). 10. …11. Гатауллин Наил Абдуллович – главный конструктор КАМАЗа по двигателям. 12. … (чуть выше Гатауллина Н.А.)13. …14. Седых Бронислав Семенович – начальник КБ систем охлаждения двигателя (ниже мужчины в кепке). 15. Яушев Шавкат Бакиевич – инженер-конструктор. 16. Набиев Габтулла -инженер-конструктор ….17. …18. … (в берете). 19. Горбатовский Игорь Борисович –инженер-конструктор. 20 . Петров Леонид Николаевич - заместитель главного конструктора по автомобилям. 20. Лотфуллин Рафиль Лотфуллович – начальник отдела систем двигателя. 21. Курдин Пётр Геннадьевич – заместитель начальника управления экспериментально-исследовательских работ НТЦ.
Первый ряд слева направо: 1. …2. …3. Башлыкова Галина Васильевна – начальник ПДО ЭЦ. 4. Панфилов Вячеслав Михайлович – начальник управления экспериментально-исследовательских работ НТЦ. 5. Орлова Неонила Федоровна - инженер-конструктор. 6. Платонова... – инженер -конструктор. 7. …8. …9. …10. Пластинин Борис Порфирьевич – начальник КБ (в светлом костюме)11. ....12. …13. …14. … (в синем халате)15. ….16. Кулаков Александр Тихонович - заместитель директора НТЦ по производству. 18. Аверьянов … - мастер участка рам экспериментального цеха. Второй ряд слева направо: 1. Дашков Владимир Николаевич – инженер - конструктор самосвалов. 2. … (женщина в серой юбке). 3. Шарифуллин Александр Григорьевич – начальник технического бюро. 4. Рак Виктор Петрович - начальник КБ систем двигателя. 5. Смирнов Игорь Геннадьевич –главный конструктор по агрегатам. 6. Волошко Владимир Владимирович – начальник опытного производства. 7. …8. Валеев Данис Хадиевич – главный конструктор КАМАЗа. 9. Гараев Риваль Саетзянович- инженер-конструктор (в очках). 10. …11. Гатауллин Наил Абдуллович – главный конструктор КАМАЗа по двигателям. 12. … (чуть выше Гатауллина Н.А.)13. …14. Седых Бронислав Семенович – начальник КБ систем охлаждения двигателя (ниже мужчины в кепке). 15. Яушев Шавкат Бакиевич – инженер-конструктор. 16. Набиев Габтулла -инженер-конструктор ….17. …18. … (в берете). 19. Горбатовский Игорь Борисович –инженер-конструктор. 20 . Петров Леонид Николаевич - заместитель главного конструктора по автомобилям. 20. Лотфуллин Рафиль Лотфуллович – начальник отдела систем двигателя. 21. Курдин Пётр Геннадьевич – заместитель начальника управления экспериментально-исследовательских работ НТЦ.

Инициатором появления самосвала КАМАЗ-6520 выступила дирекция маркетинга и продаж КАМАЗа, которая прогнозировала хорошую перспективу «автомобилю с хорошим запасом хода и резервом мощности двигателя».

Прочтите внизу интервью Валеева Даниса Хадиевича – главного конструктора КАМАЗа (1995-2019), которое было опубликовано в газете «Вести КАМАЗа» от 18 января 1996 года.

-9
-10

Несмотря на то, что в интервью говорится о выпуске в 1996 году опытной партии новых самосвалов, стоит сказать, что первая опытная партия из 10 новых самосвалов была выпущена в 1997 году.

Март 1997 года.
Март 1997 года.

Вот так газета «Вести КАМАЗа» от 3 декабря 1996 года информировала о начале сборки опытных образцов нового тяжёлого самосвала на автомобильном заводе.

-12

По словам Жабина Анатолия Николаевича (внизу на фотографии) - главного конструктора по автомобилям (2005 - 2017): «разработка автомобиля была сделана очень быстро, хватило двух лет от начала ОКР до опытно-промышленной партии».

-13

Первые опытные образцы были изготовлены в научно-техническом центре (НТЦ) КАМАЗа (в то время подразделение называлось «Департамент развития и внедрения новых разработок (ДРиВНР)». Руководителем темы «Семейство автомобилей КАМАЗ-6520» в 1997 году являлся легендарный Семендий Владимир Иванович – в то время заместитель директора по исследованиям и техническому развитию.

-14

Музей КАМАЗа хранит информацию о тех, кто испытывал первые 10 автомобилей КАМАЗ-6520. Это начальник конструкторско-исследовательского отдела Устинов Виктор Фёдорович, начальник КИБ самосвалов Боровиков Леонид Васильевич, инженеры-конструкторы -испытатели Баранов Анатолий Степанович, Ким Владислав Михайлович и водители-испытатели Скопин А.И., Чумаков Николай Петрович, Матросов Геннадий Иванович, Афанасьев А. А.

Вот как о самосвале КАМАЗ-6520 писала газета «Автомиг» от 14 марта 1997 года. Обратите внимание, куда были отправлены первые автомобили КАМАЗ-6520!

-15
-16
-17

А вот так газета «Вести КАМАЗа» от 17 мая 1997 года сообщала о сборке тяжёлых самосвалов уже на автомобильном заводе.

-18
-19
-20

При производстве нового самосвала КАМАЗ не забывал и про рекламу. Внизу вы можете прочитать варианты рекламных слоганов для автомобиля КАМАЗ-6520.

-21
-22
-23

С февраля 2001 года, когда автозавод отмечал 25-летие со дня выпуска первого автомобиля, КАМАЗ-6520 стал выпускаться серийно. В первый год было выпущено 65 автомобилей, а в 2002 году - уже – 370.

-24
-25

В Музее КАМАЗа хранится отзыв об автомобиле КАМАЗ-6520, подписанный генеральным директором ЗАО «Уралсовтранс» 20 марта 2002 года.

-27

В августе 2001 года автомобиль КАМАЗ-6520 получает диплом на выставке «Ком-Транс-2001».

-28

А через год, на III Международной специальной выставке коммерческих транспортных средств «Ком-Транс-2002», проходившей на Центральном аэродроме имени Фрунзе, 14 мая 2002 года в номинации «Лучший российский грузовик года» самосвалу КАМАЗ-6520 было присуждено уже I место.

-29
Рапницкий Эдуард Антович  (слева) - директор представительства КАМАЗа в Москве получает приз из рук Солнцева А. - председателя жюри, главного редактора журнала «Коммерческий транспорт». 14 мая 2002 года.
Рапницкий Эдуард Антович (слева) - директор представительства КАМАЗа в Москве получает приз из рук Солнцева А. - председателя жюри, главного редактора журнала «Коммерческий транспорт». 14 мая 2002 года.

Что касается выставок, то известно, что в октябре 2003 года самосвал демонстрировался на Международном автосалоне в Будапеште. Намечалось сотрудничество с венгерской компанией РАБА-МОТОР, которые должны были устанавливать свои двигатели на автомобили для эксплуатации их на венгерском рынке. Камскими грузовиками с венгерским мотором интересовались не только в Венгрии, но и в Румынии, Сербии, Черногории, Болгарии, Польше.

Но заграница заграницей. Самосвалы КАМАЗ-6520 принялись работать на благо своей Родины. Внизу фотографии Герасимова Е.Н., которые сделаны в 2005 году в городе Набережные Челны, в том числе и на строительстве торгового центра «Омега».

Стоит сказать, что тяжёлый автомобиль КАМАЗ-6520 выпускался не только, как самосвал. Шасси этого грузовика можно использовать для монтажа любого технологического оборудования и надстроек. Допустимая масса монтируемого оборудования вместе с грузом в то время составляла 23 750 кг. Внизу вы можете посмотреть подборку профессий автомобиля КАМАЗ-6520.

Примечательно, что когда 21 октября 2005 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода КАМАЗа сошёл 1 750 000 автомобиль, то это был самосвал КАМАЗ-6520.

-33

Подробнее об этом событии писал здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/v-etot-den-15-let-nazad-5f89372e9eb9a66f8bbbdbc2

Как уже говорил выше, в 2008-2009 годах прошла модернизация автомобиля КАМАЗ-6520. Вот как об этом сообщал корпоративный журнал №1-2 за 2009 год.

-34

Вы видели когда-нибудь, чтобы украшенный лентами и цветами камский грузовик ехал в свадебной кавалькаде автомобилей? А вот Николай и Анастасия Аникины из города Тобольска Тюменской области модернизированный КАМАЗ-6520 сделали своим свадебным автомобилем.

Корпоративный журнал №1-2 за 2009 год.
Корпоративный журнал №1-2 за 2009 год.

В 2016 году Камский автозавод выпустил самосвал КАМАЗ-6520 класса «Люкс».

-36

Вот как писал об этом было написано в корпоративном журнале компании, №4 за 2016 год.

Пожалуй, это всё на сегодня.

Остается лишь сказать, что в период серийного выпуска с 2001 по 2021 годы с главного сборочного конвейера сошли 61 230 автомобилей. И выпуск их продолжается сегодня…

-38