Хорошая хватка — одно из отличий бульдога, и именно таким был принятый на вооружение британских ВВС истребитель Bristol Bulldog.
В 1924 году ВВС обнародовали требования на новый истребитель-перехватчик, причем упор делался не на большую продолжительность полета, а на высокие летные качества машины. Компания «Bristol» вначале планировала представить на тендер, в котором должны были участвовать компании «Hawker», «Gloster», «Vickers» и «Westland», самолет Type 107 Bullpup с двигателем Mercury, но из-за нехватки последних выдвинула на конкурс Туре 105 Bulldog, оснащенный звездообразным Bristol Jupiter VII. Прототип поднялся в воздух 17 мая 1927 года под управлением Сирила Увинса.
По итогам испытаний в центре исследований в Мартлешем Хит для последнего этапа оценки были отобраны лишь Bulldog и Hawker Hawfinch. В ноябре 1927 года для проведения в следующем году расширенных испытаний — наряду с Hawfinch — был заказан второй Bulldog. Победителем тендера в итоге стал Bulldog, и важную роль в этом сыграло то, что он имел металлическую конструкцию. Прототип Bulldog Mk II совершил первый полет 21 января 1928 года и, будучи признанным победителем, был приобретен Министерством авиации за 4800 фунтов стерлингов. Сразу же была начата постройка первой партии серийных машин — 26 самолетов, включая 25 — для британских ВВС и один демонстратор — для компании (G-AAHH). Первые Bulldog Mk II поступили в 3-ю и 17-ю истребительные эскадрильи, дислоцированные в Упавоне, сменив устаревшие Hawker Woodcock. Один из самолетов первой партии был передан представителям компании в Японии, но затем его заменили на другой (К9591), а этот самолет использовали для отработки двигателя Mercury IV.
Следующая партия из 23 серийных самолетов была поставлена британским ВВС в 1930 году, благодаря чему удалось завершить формирование 17-й и переоснащение 54-й эскадрилий.
В конечном итоге, великолепные характеристики Bulldog и его превосходная маневренность принесли ему заслуженную популярность среди пилотов, а сравнительно низкая цена послужила причиной размещения со стороны британских ВВС новых заказов.
Первой модернизацией Bulldog, рассчитанной на британские ВВС, стал вариант Bulldog Mk ПА — с двигателем Jupiter VIIF, измененными лонжеронами крыла и усиленной в отдельных местах конструкцией, что позволило увеличить взлетную массу. В мае 1930 года ВВС заказали 92 таких самолета, а в 1931 году — еще 100 истребителей. К концу 1931 года 10 из 13 дислоцировавшихся в метрополии истребительных эскадрилий были перевооружены на Bulldog, остальные же были оснащены Fury Mk I (или переоснащались на них), хотя одно звено 23-й эскадрильи летало на Hart Fighter (позже переименован в Demon).
Однако уже в 1933 году Bulldog стали снимать с вооружения — 23-я эскадрилья была перевооружена на Demon к апрелю того года. Последней к смене Bulldog в июне 1937 года приступила 3-я эскадрилья в Кенли, причем в октябре она — единственная в британских ВВС — облетала Bulldog в Северной Африке, в Хартуме, куда ее перебросили во время кризиса в Абиссинии. Из 441 самолета Bulldog, выпущенного в Филтоне, до 1960-х годов в летном состоянии сохранился лишь один и тот после аварии был восстановлен и отправлен на статическую стоянку.
Двухместный Bulldog
В конце 1931 года «Bristol» переоборудовала один из самолетов Bulldog Mk ПА в двухместную учебную машину с двойным управлением (К2188; известен как Bulldog ТМ, где «ТМ» означает «Training Machine»), которая оценивалась в 1932 году в Центральной летной школе. Компания получила заказ на 17 машин — их распределили между Центральной летной школой, Береговым территориальным командованием и шестью истребительными эскадрильями, а позже самолеты попали в училище ВВС в Кранвелле.
Всего выпустили 59 Bulldog ТМ, часть их оставалась в летных школах до 1939 года. Они стали единственными Bulldog, дислоцированными длительное время на Ближнем Востоке и в Северной Африке — находились в 4-й истребительной эскадрилье в Абу-Суэйр, Египет.
В 1931 году «Bristol» в инициативном порядке подготовила усовершенствованный Bulldog Mk ША, с двигателем Mercury IVA, который принял участие в сравнительных испытаниях с Gloster SS.19B. Затем компания предприняла попытку продать военным вариант Bulldog Mk IVA, имевший четыре пулемета, но Mk ША и Mk IVA проиграли более совершенным Gauntlet и Gladiator.
Зарубежные Bulldog
С самого начала к Bulldog проявили активный интерес из-за рубежа. Первый заказ разместила Латвия — пять самолетов, вооруженных пулеметами Oerlikon (1929 год). Американцы проводили испытания первого Bulldog, а затем и варианта Mk II, но заказов не последовало. В январе 1930 года два Bulldog Mk II были отправлены в Сиам (Таиланд), а восемь почти идентичных машин — переданы австралийским ВВС. Позже в том же году — один Bulldog был сбит, второй уклонился от боя. По утверждениям финской стороны был сбит и один И-16—это была первая воздушная победа финских летчиков.
Швеция провела испытания трех самолетов, Латвия приобрела еще 7 машин, а Эстония купила 12 самолетов.
В 1931 году авиакорпус Королевской Армии Дании заказал четыре Mk НА, которые на момент вторжения германских войск в 1940 году все еще использовались в качестве учебных. Датские самолеты отправили из Филтона в марте 1931 года. Два месяца спустя шведские пилоты отправились с завода «Bristol» в Мальмслэтт на своих восьми Mk НА.
Bulldog также приобрела Финляндия, они успели даже повоевать в советско-финской войне. Самолеты для финских ВВС стали последними, собранными на заводе в Филтоне. Япония также проявила интерес, и под наблюдением специалистов «Bristol» там были собраны адаптированные под местные требования Bulldog — построили два истребителя J. S. S. F (Japanese Single-Seat Fighter — японский одноместный истребитель), но серийного заказа не последовало.
World Aviation
#история авиации #мировая авиация