Всем привет! С вами Дядя Джек!
Сегодня мы чего-то с Ботаником моим разговорились. Вспоминали первый курс.
Он же на электронщика пошел учиться. А я сейчас электронику изучаю.
И вот он чего вспомнил. Была у него самая первая или около того лабораторная в универе. Он по ней тройку получил. Потом конечно исправил.
Но сейчас как раз расскажу как же так вышло.
Лаба была про измерение ускорения свободного падения. Там был аппарат с маховиком. На ниточке грузик. Лампочки-датчики. Секундомер.
И вот он посчитал. А он же пацан продивнутый. Он же с калькулятором программируемым. Самодельным.
Он не долго думая алгоритм вычислений запрограммировал, получил ответы и сидит довольный. Пришел день сдачи лабораторной.
А у него в ответе, что ускорение свободного падения не 9.8, а 11. 2 метра в секунду квадратную.
Ну его препод, мол как так? Ты чего тут вообще насчитал?
А все это происходит не один на один, а вот когда толпа сдающих вокруг. А он же Ботаник. Он тогда людей еще волновался.
Это потом он, годам к 30, в спорт-зал походил, и бояться человека перестал, четко зная, что если чего не так, он его может малость в режим галстука перевести. Пионерского.
А вот тогда боялся. И этот страх его парализовал. Он не смог ничего внятного ответить. Мозги не варят, народ вокруг давит.
Он как из толпы вышел, так сразу понял, что механика-то на установке по любому все замедляет. А вот таймер. В нем могли конденсаторы высохнуть. И он мог начать несклько медленнее секунды отсчитывать.
Но это он потом понял. А сегодня, когда он мне эту историю рассказывал, он внезапно понял, что инженер должен уметь общаться.
Т.е. суть в том, что при крупных дискуссиях о проекте, нужно уметь и свою позицию отстоять, и уметь донести до других правильный подход, если они запутались, и главное все это оперативно в накаленной обстановке понимать.
Т.е. выходит, что в школе при всем его Ботаничестве, ему все таки не дали навыка, чтобы из него вырос полноценный инженер. Хотя по остальным предметам у него круглые пятерки были. Но вот как инженер от оказался только на троечку на тот момент.
Дальше он активно говорил, что навыки общения, и навыки дискуссии нужно обязательно преподавать в школе, и при том не позднее пятого класса. А лучше уже в первом начинать.
И в общем-то он логично подвел к этому факту. Толку от его Ботаничества, если он свою позицию отстоять не может, и не может исправить ошибку оппонента потому, что боится ему возразить, хотя и знает как одной фразой ее исправить, потому что уже понял, где она возникла в его рассуждениях. Но произнести эту фразу боится?
Логика в его словах есть. Тем более, что в свои 30 он активно исправлял эту ситуацию. Но ведь в технике средний возраст совершения научных открытий это 28. Это в экнокомике 38, а в науках о человеке 45. А в философии 84.
А он выходит малость припоздал. Мог значительно больше открытий совершить и разработок полезных на конвеер продвинуть.
***
Ладно. Давайте про усилитель.
Grundig SV 2000
источник фото https://www.hifi-wiki.de/index.php/Grundig_SV_2000
Выпускали его с 1981го по 1984й год.
Он выдает 33 ватта на 8 Ом и 50 на 4 Ом.
При этом имеет весьма странный частотный диапазон.
Для входа винил-корректора 20 - 20 КГц. А вот для магнитофонов и тюнера 10 - 50 КГц.
Красавец!!! Тебе зачем на радио столько??? Разошелся тут!!!
Но вот однако.
Входов у него 4 штучки.
На звук аппарат имеет нежную приятную басовитость, прозрачную звонкую середину, и шепчущий нежный верх.
Звук приятный. Очень сильно напоминает Амфитон 002. На него недавно был обзор. Приложу ссылку в конце статьи на него. Честное Пионерское - приложу! Правда правда!!!
Я там всю схему перебрал. Ругался правда. Я 3 учебника прочитал. И меня такому в них не учили. В нем все наоборот. Не по книжке.
Но давайте на сегодняшний Грюндик посмотрим. Тут все иначе.
Первым делом встречает сигнал аж в 3 пред-усилителя.
1й. Винил-корректор.
Всего 3 тразистора на канал, цепи коррекции АЧХ в ООС от выхода в первый транзистор.
2. Пред-усилитель для тюнера и магнитофонов
Он вообще на 2х транзисторах.
3. Предусилитель не занамо-чего, но точно такой же как прошлый пункт.
У него номиналы на раскачке амплитуды такие же.
Суть его в том, что линейный выход, например с радио, при записи его на магнитофон, занимает этот пред. Ведь нужно сигнал и на линейный выход отправить, и в УНЧ подать.
А у усилителя реализован режим мониторинга записи.
Как итог сигнал сквозного тракта с магнитофона при записи, тоже нужно пред-усиливать.
В общем выходы этих 3х предов дальше по схеме дополнительно коммутируются кнопками.
Дальше уже на другой плате сигнал встречает тонкомпенсированный регулятор громкости. Причем цепи тон-компенсации навороченные навороченные. И по басу и по верху.
Дальше 2 транзистора усилителя, далее пассивный термбр-блок за которым нарисованы транзисторы, в ООС которых он работает.
Вот зачем такую последовательность намудрили спрашивается? Там еще транзистор один из этих 2х в режиме включения с общей базой.
Дальше следует регулятор баланса. А за ним еще по одному транзистору на канал.
Вроде бы пред обычный. Есть пара нюансов. Но они вроде бы из серии чертежнику руки туда сюда обратно.
Про общую базу разве что. Ну стоит и стоит. Так делать можно. В учебнике было описано такое решение.
Мощник.
На входе диф-каскад. Самый обычный. 2 транзистора. Одинаковых. Ни разу вот не Амфитон. И не Радиотехника.
Каскад со своим транзистором по питанию. Нормально все.
На одном плече выход который втыкается в базу каскада раскачки.
И тут понеслась. Как и на Афитоне, хоть и схема другая, а куча РЦ-цепочек. Сигнал и туда шунтируют, и сюда сливают.
В общем полосовая коррекция по току. И резисторы повышенной мощности. Аж одноваттные стоят.
А после раскачки, фазоинверсная цепь, с транзистором термобалансировки.
Дальше пара транзисторов защиты. И выходные каскады.
А они тут необычные. Это составные транзисторы по Дарглинтону. Их сразу 2 в одном корпусе.
И они по особенному на схеме обозначены.
Дальше схема защиты на транзисторах с реле, на отдельной плате. И в общем все.
***
Ну что тут сказать. Схема не такая как у Амфитона. Она здесь проще.
Но в то же время звучит очень сильно похоже. Они и на вид и на звук как близнецы братья.
Хотя схема здесь и проще. Но сами конструкционные решения, по формированию такого звука, они в целом наблюдаются. И они весьма похожие.
Повышенный ток на транзисторах раскачки. Да полосовое ограничение протекающего через них тока.
Как минимум это я вижу и в Амфитоне, и в этом Грюндике. Может есть еще какие-то решения по формированию звука, в этих аппаратах, которые я еще не умею и не знаю.
Но я для этого и изучаю. Первое вот нашел. 2 усилителя, 2 разных схемы. Одинаковый звук. И одинаковые приемы его получения, хоть и в разных схемах!
Уже прогресс!!! Растем!!! Хотя по хорошему, это комментаторы должны подмечать, я не я сам. Но с другой стороны сам себя не похвалишь, так и самооценка раньше времени упасть может. Как говорится самомотивация самоопощрением.
Вот!!!
Завтра будет новый усилитель!
А вот и ссылки.
Grundig SV 2000 - усилитель который подозрительно похож на Амфитон 002
Амфитон 002 - да у него диф-каскад на полевике и совсем не в том месте, где положено!
Первая это статья с которой все началось.
А вторая это разбор схемы Амфитона.
Спасибо, что вы со мной!!!
***