Найти тему

Неотложные проблемы Высшего образования, без срочного решения которых дальнейшее существование страны будет проблематичным.

Оглавление

Президенту России.

Премьер министру России.

Да и пожалуй, всей остальной России.

Я пенсионер, но продолжаю работать в системе образования высшей школы, обучая технических специалистов для различных отраслей промышленности. Образовательное направление – Электроника и микропроцессорная техника. Написать это меня подвигла абсолютная уверенность в том, что завтра будет поздно.

Кратко - необходима срочная реорганизация системы высшего образования, основные действия которой заключаются в следующем.

Разделить управление высшим образованием на три независимых направления:

- гуманитарное,

- медицинское,

- техническое.

Руководить каждым из этих направлений должен человек, имеющий диплом соответствующего профиля, и понимающий особенности формирования специалиста в данной предметной области. Совсем не лишне будет иметь профильное образование и работникам аппарата управления, за исключением, конечно, вспомогательных специалистов.

Поскольку я сам технический специалист, занимающийся не только образовательной деятельностью, но и руководящий малым инновационным предприятием, которое занимается разработкой и производством электронной техники, остановлюсь на неотложных проблемах технического образования. Гуманитарное и медицинское направления, конечно, имеют свои образовательные особенности. У меня есть некоторые мысли по организации учебного процесса в этих областях, но требования к подготовке специалистов по этим направлениям должны сформулировать педагоги с соответствующим образовательным опытом.

Уходит время поколения логарифмических линеек и на смену заступают интернет и компьютерные технологии – это закон развития. Однако пренебрежение образовательными особенностями формирования технических специалистов еще советской школы вряд ли будет способствовать улучшению качества инженеров. Да -да именно инженеров должна в первую очередь готовить высшая школа для современной промышленности. Инженеров, способных анализировать проблемы и не только предлагать новые технические решения, но и доводить их до реализации.

Итак.

Система государственного высшего образования в техническом направлении должна готовить только специалистов с полнокровным пятилетним образованием (или даже пять с половиной лет). Образовательные программы должны строиться из условия подготовки к созданию полугодовой выпускной работы на реальном предприятии, имеющем потребность в специалистах данного профиля. Студенты, не окончившие полный кус обучения, в зависимости от совокупности приобретенных знаний и навыков могут получать квалификацию техника.

Бакалавры и магистры могут подготавливаться частными образовательными учреждениями, однако они не должны получать диплом государственного образца, поскольку такие образовательные учреждения в техническом направлении не могут аттестоваться.

Образовательный процесс может осуществляться в различных формах, в том числе с широким применением дистанционных образовательных технологий, однако выпускным испытание по каждому профилирующему предмету должен стать устный экзамен, в рамках которого студент будет вынужден формулировать и излагать материал изучаемого предмета.

Подача материала технических дисциплин должна формировать запоминание способов реализации решений технических задач, методов анализа и расчета, номенклатуры и типовых характеристик образцов элементной базы для возможности интеллектуальной обработки и формирования инженерных решений.

Широкое использование компьютерного моделирования технических процессов, умение пользоваться моделирующими программами – обязательное условие повышения качества образования. Однако, ориентация общеобразовательных дисциплин на способы и особенности реализации моделирующих процедур предопределит достоверность получаемого результата. Студент, пользователь, должен иметь представление как работают эти программы, как грамотно сформулировать задачу моделирования.

Залог успеха технического образования – заинтересованность студента в получении знаний. Такая заинтересованность возникает либо в процессе работы в научном коллективе над решением практической задачи, либо в учебной группе в режиме «здоровой конкуренции». Наличие студентов с академическими долгами для учебного коллектива недопустимо. «Лучше меньше -да лучше». Скорее всего придется с одной стороны сократить число обучающихся , с другой стороны существенно повысить заинтересованность техническим обучением, например повышением стипендии до прожиточного минимума для студентов с хорошими и отличными результатами. Мне могут возразить, что сокращение студентов приведет к сокращению преподавателей, но уж лучше так, и пусть государство решает, какие специалисты ему нужны.

Качественный состав студентов и проходной балл, который слабо отражает способности абитуриента – это тема отдельного разговора. Натаскивание выпускников на выбор правильного ответа на ЕГЭ полностью уничтожают способности анализировать и формулировать мысли. Реформа общеобразовательной школы назрела уже давно. Еще недолго, уйдет поколение с нормальными знаниями, и образовательную систему можно будет хоронить.

Оценивая вклад преподавателей в образовательный процесс по количеству публикаций в иностранных журналах (это сейчас особенно актуально для людей имеющих дело с оборонной тематикой) трудно рассчитывать на существование образования.

Думаю, что за свою преподавательскую деятельность мне удалось подготовить три – четыре десятка действительно высококлассных специалистов в области электроники. Буду признателен, если они откликнутся в отзывах на эту статью. Я всех Вас помню.

Доцент кафедры Информационно-измерительной техники

Южно Уральского государственного университета

Константинов Владимир.