Средня Дизель-электрическая лодка-мишень. Разработка корабля началась в 60-х годах и в 1967г. первая лодка принята в состав ВМФ СССР. Всего флоту было предано 4 лодки-мишени. Лодки предназначались для участия в противолодочных учениях в качестве кораблей-мишеней, но кроме этого могли также использоваться в качестве боевых кораблей. Лодки могли выдерживать попадания реактивных глубинных бомб и торпед в холостом снаряжении. В 90-х годах все лодки были выведены из состава флота и порезаны на металл.
Основные ТТХ:
- Скорость надводная - 12 узлов.
- Скорость подводная 18 узлов.
- Глубина погружения - рабочая 300м.
- Экипаж 33 человека.
- Дальность хода в надводном положении на 8-узловом ходу дальность плавания лодок достигала 250 морских миль.
- Дальность хода в подводном положении 400 миль при скорости 4 узла, или 25 миль при скорости 18 узлов.
- Водоизмещение - надводное 1910т./подводное 2490т.
- Длина - 53,4 м.
- Ширина - 7,2 м.
- Осадка - 6,0м.
- Автономность - 25 суток.
Конструкция.
Корпус лодки проектировался с таким расчетом, что мог выдерживать попадание инертных образцов противолодочного оружия (торпеды, мины, глубинные бомбы и т.д. и т.п.). Требование к прочности корпуса были следующие - конструкция должна выдерживать при собственной скорости лодки 18 уз без явных повреждений попадание инертных торпед калибра 533 мм весом до 2200 кг со скоростью до 50 уз или глубинных бомб РГБ-60 калибра 212 мм и массой 110 кг. Для реализации данного требования было проведен большой объем натурных испытаний отдельных узлов, материалов и конструктивных элементов. В итоге был реализован принцип частичной независимости легкого корпуса от прочного, т.е. отсутствие жестких соединений между корпусами.
Прочный корпус выполнен из низколегированной стали АК-29 (рассчитан на предельную глубину 400 м).Энергетическая установка.
Лодка спроектирована по одновальной схеме. Силовая установка включает в себя:
- 1 х дизель 1Д-43 мощностью 4000 л.с.
- 1 х гребной электродвигатель ПГ140 (по проекту) или ПГ141 мощностью 2700 л.с. (2900 л.с. по др.данным)
- аккумуляторы 60СМ-П (8СМ по др.данным). Количество - 2 группы по 112 шт.
Лодка имеет один семи лопастной гребной винт. Время непрерывного пребывания под водой по запасам регенерации - 127 часов, по запасам электроэнергии - 36 часов.
Интересной особенностью лодки является то что именно для этого проекта была спроектирована специальная всплывающая камера многократного действия, способная вместить за раз 3 человека.
Вооружение.
Лодка была вооружена двумя торпедными аппаратами, один аппарата калибра 533мм второй 400мм. Варианты боезапаса:
- 6 торпед типов СЭТ-65, САЭТ-60, 53-65К
- 4 торпеды типов МГТ-1, СЭТ-65, приборы помех типа МГ-14 (400 мм)
- 10 приборов помех типа МГ-14 (400 мм)
На лодке было установленно следующее оборудование:
- ГАК "Плутоний" (локации),
- ГАС шумопеленгации МГ-10,
- ГАС связи и опознавания МГ-25.
- РЛС кругового обзора РЛК-101 (по др.данным РЛК-50),
- РЛС опознавания "Хром-КМ".
- Аппаратура определения начала кавитации гребного винта ГИ-102,
- определения скорости звука в воде "Береста",
- система аварийной подводной связи "Оредеж-2",
- аварийный сигнализатор МГС-29 "Стукалка".
- Гирокурсоуказатель ГКУ-2,
- навигационный эхолот НЭЛ-6,
- навигационный обнаружитель круговой НОК-1.
Заключение.
Эти уникальные в своем роде корабли могли выдержать удар холостой торпеды или мины, но не смогли пережить удар со стороны государства. В 90-х годах все лодки проданы и порезаны. Вместе с ними огромная часть флота СССР. В настоящее время флот восстанавливается но темпы с советскими не сравнить.
Если вам понравилось, то подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте лайки. Будет еще много интересного. Отдельное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.