В чем проявляются нравственные муки человека?
В рассказе «Бедные люди» Л. Толстой описывает нравственные муки женщины, ее сомнения в связи с тем, что она сделала. Она привела детишек умершей соседки к себе домой. Хозяин был в море, и она ждала его, тревожно думая о том, как он отнесется к ее поступку. Ведь семья у них была и так большая, жили они очень бедно. Когда муж вернулся, женщина убедилась в том, что у них произошло полное взаимопонимание. Он предложил ей оставить детей у них.
Причины нравственных сомнений человека могут быть разные. Надо, чтобы душевные муки разрешались положительно, что и произошло в бедной семье.
Проблема нравственного выбора человека
Главная героиня рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» сразу и бесповоротно сделала нравственный выбор в пользу добра. Она приютила детей умершей соседки у себя, хотя у них была большая семья. Терзаясь сомнениями, как поступит ее муж, вернувшись ???, она с тревогой ждала его. Нравственный выбор супруга оказался таким же, как и жены. Так бедная семья, живущая по законам заботы и добра, сама нуждаясь в помощи, приютила осиротевших детей. Человечный нравственный выбор мужа и жены достоин высокого уважения.
Проблема проявления милосердия
О сердечности бедной семьи написал в рассказе «Бедные люди» Л.Н. Толстой. Когда жена узнала о смерти соседки, она привела ее детишек к себе в дом. И хотя она очень беспокоилась, как же отреагирует муж, он сразу же после ее рассказа проявил милосердие и решил оставить детишек, несмотря на бедственное состояние своей семьи. Милосердию этих людей стóит поучиться.
Как проявляется истинная доброта?
Истинной, а не показной добротой наделены герои рассказа Л. Н. Толстого «Бедные люди». Муж и жена, находясь в страшных условиях бедности, сохранили в себе доброту. Они не оставили в беде двух сирот, мать которых умерла. Они знали, что это для них тяжелое испытание, но поступить по-другому не смогли. Семья была по-настоящему доброй и жалостливой.
Проблема взаимопонимания между мужем и женой
В рассказе «Бедные люди» Л.Н. Толстой показал взаимопонимание между мужем и женой. У соседки, которая умерла, осталось двое маленьких детей. Жанна, узнав об этом, взяла их к себе, но беспокоилась о реакции мужа на свой поступок. Когда он пришел домой, жена начала рассказывать, что случилось с соседкой. Не успела она рассказать, как муж предложил забрать их. Такое полное нравственное понимание в жизни встречается не так часто. Будучи в неблагополучном состоянии, семья все-таки поступила гуманно. Бытовые трудности не испугали их, а их нравственное согласие поможет им выстоять.
В чем проявляется человечность?
Герои рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» - муж и жена - оказались человечными людьми. Муж был рыбаком, улов часто был совсем незначительным. Семье приходилось очень трудно. Но мужчина и женщина не оставили на произвол судьбы двух соседских детишек, у которых мать умерла. Часто на весах жизни - человечность и бесчеловечность. Поведение бедной семьи говорит об их человечности. Она победила в их душах.
Что объединяет семью?
Семью объединяют не только бытовые условия жизни, обеспечение благополучия детей, но и нравственные ценности, на которые они опираются. Такую мысль доносит Л.Н. Толстой в рассказе «Бедные люди». Жизнь в бедной семье основывается на таких нравственных ценностях, как совесть, доброта и взаимопонимание.
Жена, сомневаясь в муже, думала, что бытовые трудности его испугают, и он не согласится взять детей-сирот, у которых умерла мать. Но доброе сердце мужчины подсказало ему правильное решение. В семье победило взаимопонимание, потому что основным общим нравственным правилом для мужа и жены было правило о том, что в основе жизни лежит не корыстолюбие и жестокость, а доброта и забота, которые и укрепляет семью.
Л.Н. Толстой Рассказ "Бедные люди"
В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны… На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!» – говорит она и крестится.
Спать еще рано. Жанна встает, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвет с нее платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она еще с вечера хотела зайти проведать больную соседку. «Некому и приглядеть за ней», – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась… Никто не отвечает.
«Плохое вдовье дело, – думает Жанна, стоя у порога. – Хоть и немного детей – двое, а все одной обдумать надо. А тут еще болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю».
Жанна постучала еще и еще. Никто не отвечал.
– Эй, соседка! – крикнула Жанна. «Уж не случилось ли что», – подумала она и толкнула дверь.
В избушке было сыро в холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко.
Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несет домой. Сердце ее сильно бьется; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. «Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало еще ему было с ними заботы… Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!»
Дверь скрипнула, будто кто вошел. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.
«Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати.
Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревет по-прежнему.
Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:
– Вот и я, Жанна!
– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.
– Ну, уж ночка! Страх!
– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?
– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался… Ну, а ты что тут без меня делала?
Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.
– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я… Сидела шила… Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.
– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!
Оба помолчали.
– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.
– Ну?
– И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки… Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать…
Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.
– Ну, дела! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!
Но Жанна не двигалась с места.
– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?
– Вот они, – сказала Жанна и отдернула полог.
**
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки