Как вы думаете, если сейчас поставить какой-нибудь "Метеор" на линию, например, от Санкт-Петербурга до Кронштадта, а параллельно с ним пустить скоростной катамаран, какое судно выиграет? Посравниваем.
Старый добрый "Метеор" со своими малопогруженными крыльями обыграет не так давно построенный скоростной катамаран проекта 23290 "Грифон". Казалось бы, современные технологии должны возыметь верх, однако не все так однозначно. Мощность двигателей "Грифона" – 2х900 кВт, мощность двигателей "Метеора" – 2х809 кВт (в данном случае берем движок от MAN). При этом скорость полного хода "Грифона" – 55 км/ч, "Метеора" – 70 км/ч, крейсерская – 65 км/ч. Полезная нагрузка выше у "Метеора", а удельный расход топлива на 1 пасс км меньше у "Метеора"; не критично, буквально на 0,01, но это небольшое различие выливается в весьма приличные затраты на топливо.
А что говорит эксплуатант и пассажиры?
На основе опыта эксплуатации "Грифона" "Нева Тревел Компани" в итоге заказала себе у австралийской Incat скоростной катамаран проекта 04580 "Котлин". Это судно уже будет куда быстрее, кроме того в него сможет поместиться от 152 до 200 человек, и, самое главное, оно сможет потягаться с "Метеором" в ходкости. Почему это так важно? Ведь, если поразмыслить, то эти скоростные суда в Санкт-Петербурге используются как туристические. Но позиция пассажиров оказалась предельно проста – им откровенно не нравилось, когда "Грифон" обгоняли.
Тем временем на ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева продолжают строить "Валдаи 45Р", а недавно был доставлен в Ханты-Мансийск "Метеор 120Р". Отношение к этим судам у проектантов разное. Кто-то считает, что возобновление строительства СПК – научная стагнация, кто-то, что для регионов с неразвитой инфраструктурой это единственно возможный выход. Однако если приподняться над картой мира и оглядеться, то выяснится, что массово СПК в мире уже давно не производят, а на смену им пришли скоростные катамараны по самым разным причинам.
Технический прогресс и экономическая целесообразность привели к тому, что скоростные катамараны зачастую оказываются более разумным решением, нежели однокорпусные суда и суда на подводных крыльях. При всех прочих равных скоростные катамараны очень часто выигрывают по ходкости, пассажировместимости, мореходным качествам, комфортности.